СНБ КАРАКАЛПАКСТАНА: ОБОРТНИ В ПОГОНАХ И БЕЗ
25.04.2007 г., Uznews.net
Служба национальной безопасности Каракалпакстана, призванная охранять интересы своей страны, не только их не охраняет, но и, будучи насквозь коррумпированной, всеми силами способствует нарушению этих интересов.
С нарушениями закона со стороны работников СНБ Каракалпакстана ежедневно сталкиваются десятки жителей этой автономной республики. Однако, ничего с этим не могут поделать - письменные и устные жалобы граждан на того или иного работника СНБ, в лучшем случае удосуживаются отписок.
Как пишут каракалпакстанцы в своих челобитных в различные инстанции, СНБ в Республике давно превратилось в «глухую стену молчания». Ниже приведем несколько писем жителей разных регионов Каракалпакстана.
Так, жительница города Тахиаташ Айгуль Пиржанова в своем письме в различные инстанции приводит многочисленные примеры незаконных действий работника СНБ Каракалпакстана Кабила Якубова. Как пишет Пиржанова, 27-го июля 2006 года вечером к ней домой приехал Якубов и потребовал поехать с ним в Нукус.
«В Нукусе, в Управлении СНБ меня продержали до 12 часов ночи, получив 2 объяснительные. На первой объяснительной зачем-то заставили поставить дату 10 июня, на второй - 14 июня 2006 года.
По содержанию этих объяснительных, я будто бы занимаюсь перевозом через туркменскую госграницу в Каракалпакстан контрабандных товаров и, якобы, в 1994 году я в Туркменистане попала в руки тамошнего комитета национальной безопасности со 103 литрами хлопкового масла!
Будто бы туркменские комитетчики, спрашивали меня о наркотиках! Меня заставили привести фамилии 6-7 работников туркменских правоохранительных органов, которые, якобы, для меня по обходным дорогам провозят муку, масло и сахарный песок.
Ещё заставили оклеветать мужчину по имени Махмуд, проживающего на улице имени Карла Маркса города Тахиаташа, и ещё одного мужчину, имени которого не помню, будто бы все они пересекали госграницу, и я их будто бы видела на туркменской стороне обращающимися в туркменские правоохранительные органы.
Кабил Якубов шесть раз приезжал ко мне домой и каждый раз просил меня хотя бы один раз пересечь узбекско-туркменскую границу или хотя бы позвонить по данным им телефонным номерам в Туркменистан. При этом все расходы он обещал взять на себя.
Затем ко мне домой пришел участковый Дадай Ширбаев и сообщил, что если я отдам 2 миллиона сумов, он добьётся, чтобы СНБшники уничтожили мои объяснительные. Я ему ответила, что у меня нет таких денег».
Бывший председатель Шуманайского районного суда по уголовным делам Лола Матчанова в своем письме на имена президента Узбекистана Ислама Каримова и других высокопоставленных должностных лиц также обращает внимание на незаконные действия работников СНБ Каракалпакстана.
Как пишет Матчанова, она периодически наблюдает появление на территории Шуманайского района автомашин марки "Камаз", которые, курсируя по ночам по территории района, отправляются затем в Туркменистан, но не через таможенные посты, а обходной дорогой - через плато Устюрт.
«Об этом я сообщила работнику Управления СНБ Шуманайского района по фамилии Каршиев, но он мне ответил, что имеет детей, и их безопасность ему дороже, что он получил указание сверху, и просит меня не вмешиваться», - рассказывает Матчанова.
Далее Матчанова продолжает: «Вместе того, чтобы предотвращать вывоз или ввоз контрабанды в Республику, сотрудник СНБ Шуманайского района Каршиев на пару с прокурором района Каипбергеновым потворствует преступникам, в частности, мафиози Реимбаю Ещанову. Задержав его в 2004 году с 3,5 килограммами гашиша, они, несмотря на возбужденное уголовное дело, отпустили его, при этом наркотики загадочным образом исчезли.
Под личным контролем председателя СНБ Каракалпакстана Филатова по железной дороге из республики в Россию и Грузию вывозились материальные ценности: хлопок, мрамор, военное оборудование и оружие, приобретенное в воинских частях после распада СССР. Туда же без надлежащего таможенного оформления были отправлены большие партии узбекских автомобилей марки «Нексия».
Свое письмо президенту Узбекистана Каримову Матчанова завершает так: «После отставки Филатова я была на приеме у председателя СНБ РК Наумова. Когда я сообщила ему все это, вместо того, чтобы принять необходимые меры, Наумов пригрозил мне возбуждением против меня уголовного дела за ложный донос».
По словам председателя Каракалпакстанского отделения Комитета защиты прав личности Узбекистана Салиджона Абдурахманова, не менее странный случай произошел в школе ?33 города Нукуса. В мае 2005 года после жалобы учительницы Анар Айтжановой о злоупотреблениях служебным положением директора школы Светланы Утамбетовой правозащитник приехал в школу, заранее сообщив о своем визите в ГорОНО.
На следующий же день в школу пришли двое работников СНБ и начали собирать объяснительные от учителей о, якобы, «имевшей место антигосударственной деятельности» Абдурахманова. Когда компромат дошел до городской прокуратуры, одна из учительниц, Гулсара Каипназарова, в своей объяснительной в прокуратуре призналась, что в мае ее объяснительная была написана под диктовку работников СНБ и директора школы Утамбетовой.
«Работники СНБ сказали, что Абдурахманов вахаббит и арестован в связи с андижанскими событиями», - утверждает Каипназарова. Теперь учительница рассказывает, что ей звонят из СНБ и угрожают арестом, и что она боится за свою жизнь.
В истории со школой самое поразительное то, что в ответ на жалобу правозащитника на незаконное преследование со стороны СНБ Нукусская горпрокуратура вообще не отреагировала. А Каракалпакстанское управление СНБ после многократных личных приездов за ответом в конце 2006 года вручило Абдурахманову отписку, датированную 25 января 2006 года, за подписью начальника канцелярии СНБ республики Каракалпакстан Хожамуратова Б.Б: «Ваше заявление рассмотрено, причастность сотрудников СНБ Республики Каракалпакстан к указанным действиям не установлена».
Не будем утомлять читателя подробным рассказом о том, как в 2005 году работник СНБ Амударьинского района потребовал от директоров школ и инспекторов РайОНО написать объяснительные о том, не говорилось ли чего антигосударственного на семинарах «Атмосфера прав человека в школе», проводимых по проекту USAID в школах района.
Или жалобами о том, как совсем недавно старшие офицеры СНБ «крышевали» рыбных браконьеров. Либо же о том, как родственники жены ныне покойного Марата Аралбаева, основателя Каракалпакстанского народного движения "Халк мапи", плача, уговаривали ее не давать зарубежным журналистам интервью.
Или о том, как офицеры СНБ были уличены в переправе наркотиков в Россию, где на этом попался сын бывшего председателя Управления СНБ Филатова. О судьбе самого Филатова ходят разного рода слухи: одни утверждают, что он привлечен к уголовной ответственности и осужден, другие - что бывший начальник выехал за границу.
Сегодня Каракалпакстанским Управлением СНБ руководит Наумов, отличившийся при известных событиях в Андижане, защищая здание местного СНБ, и назначенный на эту высокую должность сразу же после кровавой резни 13 мая 2005 года.
Трудно сказать о каких-либо положительных изменениях в Управлении СНБ с приходом нового начальника: обращающихся с жалобами граждан заставляют и в зной, и в холод дожидаться приема на улице, а на конкретные жалобы канцелярия Наумова, как было сказано выше, в лучшем случае отвечает немногословными отписками.