Служить и расчищать
04.05.2007, Liter.KZ
Мария ПУЛЬМАН, юрист Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности
Для того чтобы действительно переломить устоявшуюся систему работы правоохранительных органов в Казахстане, необходимо сделать очень много. Один шаг сделан - министром внутренних дел Бауржаном Мухамеджановым было инициировано и реализовано создание общественного совета по контролю за деятельностью полиции.
Но я себе не представляю, в чем будут заключаться полномочия этого органа. А это - самый важный момент. Жаловаться на бесчинства стражей порядка у нас в стране есть куда. Но мы видим нулевую результативность от односторонней переписки пострадавших людей с министерством. Кто-то должен навести порядок в главном полицейском ведомстве.
В цивилизованных государствах все силовики находятся под очень жестким контролем гражданских служб.
Потому я обеими руками «за» создание общественного совета еще потому, что идея исходила от самого министра. Теперь предстоит разобраться, чем будет заниматься этот совет. О том, что стражи порядка творят безобразия, знают все. Но никто по сей день не смог их минимизировать. Я лично разбирала дела о необоснованных задержаниях без санкций прокурора, о пытках.
Самое главное, что на любые сообщения о пытках пострадавшим приходит один и тот же ответ - факты не подтвердились. Если общественный совет будет наделен полномочиями проверять факты применения пыток вместо самой полиции, ситуация изменится - палачи не будут проверять палачей. Следовательно, простому человеку можно будет доказать несправедливость.
Можно сколь угодно причитать, что с казахстанской полицией сделать ничего нельзя, но если ничего не делать, мы никогда не сдвинемся с мертвой точки. Тем более что борьбу с оборотнями в погонах ведет и министр. Сообща с общественными правозащитниками, уверена, сделать можно многое. Главное, чтобы у обеих сторон была готовность привести полицию в чувство.
В следующем году Казахстан будет отчитываться перед комитетом против пыток ООН. Официальный доклад правительства к слушаниям уже готов, и я его видела. Скажу, что у государства своеобразный подход к написанию такого рода документов. Оно же не может признать наличие в стране пыток, ему нужно предстать перед мировым сообществом белым и пушистым. Поэтому комитет против пыток ориентируется чаще на альтернативные отчеты неправительственных организаций. Им и верит больше.
Если мы не хотим краснеть перед комитетами ООН, ситуацию нужно ломать, причем немедленно. Все безобразия, чинимые полицейскими, существуют в атмосфере общественного безмолвия. Да еще в ситуации, когда полицейское руководство оборотнями в погонах считает только взяточников, а не тех сотрудников правоохранительных органов, которые без последствий для своего мундира издеваются над теми, кого призваны защищать.