CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Откровения бывшего сотрудника милиции

18 июля 2007

Откровения бывшего сотрудника милиции

17.07.07 13:04, uznews.net

Сотрудники узбекской милиции зачастую вынуждены идти на поводу у коррумпированного начальства, некоторые не выдерживают и бегут из страны. Один из сбежавших милиционеров рассказал свою историю Uznews.net.

Нашему собеседнику, бывшему сотруднику милиции Анвару Бабаеву 32 года. С 2001 по 2005 года он работал в управлении внутренних дел Сырдарьинской области. Но судьба сложилась так, что он оставил родину и ныне проживает в вынужденной эмиграции в одной из европейских стран.

Почему, работая в силовых структурах, Анвар бросил работу и покинул Узбекистан? Что именно заставило его сделать этого? Об этом - в нашем интервью с ним.

- Анвар, чем вы занимались на работе в органах внутренних дел?

- В органах внутренних дел я начал работать с октября 2001 года. Проработал там до июня 2005 года. Сначала 3 года - в качестве участкового инспектора, затем стал начальником кинологического отдела, где занимался специальной дрессировкой служебных собак. Под моим руководством работали 4 офицера и 40 сержантов. У нас был специальный питомник, в котором содержалось около 250 собак.

- И что же случилось, почему вы бросили эту работу?

- У меня, как у кинолога, были свои задачи, главная из которых - подготовка служебных собак. Но, несмотря на это, меня часто отправляли на пограничные блокпосты. Хотя, я и не имел права служить там, мой начальник отправлял меня туда из-за мести и ненависти.

- Из мести за что? У вас были какие-то враждебные отношения с ним?

- Лично у меня к нему никаких претензий не было. Но вот он с самого начала был против моего приема на службу. Думаю, это было вызвано тем, что он не любил честных и добросовестных людей. А я не всегда был готов беспрекословно выполнять все его требования, приказания.

Сейчас нормальному человеку очень трудно работать в Узбекистане милиционером, так как это требует не только железных нервов, но и обладания талантом жестокости. Ведь нужно уметь идти против своих же соотечественников, вымогать у них деньги в качестве взятки, которые от тебя без конца требуют вышестоящие начальники.

- Что вы должны были делать на блокпостах? Говорят, что граница это доходное место как для пограничников, так и для таможенников. Какую же там функцию выполняла милиция?

- С 2002 года, согласно постановлению ? 154 Кабинета Министров Узбекистана, в целях обеспечения контроля за незаконным ввозом или вывозом товаров и материальных ценностей к службе на пограничных блокпостах стали привлекать и сотрудников правоохранительных органов, то есть милицию.

Так как Сырдарьинская область расположена между двумя сопредельными государствами, мы дежурили на блокпостах на границе с Казахстаном и Таджикистаном, занимаясь контролем над ввозимыми «челноками» товарами народного потребления из вышеперечисленных государств в нашу область. Естественно, с каждого «челнока» брали взятку в среднем по 5 тысяч сумов (около 4 долл. США). Только с нашего поста в Казахстан ежедневно уходили за товаром и возвращались 100-120 человек.

- Значит, насколько я понял, вместо контроля вы, в основном, занимались вымогательством?

- Да, и так можно сказать. Нам просто был установлен план.

- А какой план, задержать побольше нарушителей?

- Больше собирать денег и еженедельно сдавать их начальнику. Только с одного поста сумма предполагаемого плана составляла около 500 долларов США в неделю. Значит, если там стояли 4 сотрудника постовой милиции, каждый из них должен был в неделю сдавать начальнику патрульно-постовой службы по 125 долларов.

Мне было жалко смотреть на женщин, которые с раннего утра в поисках заработков ехали в Казахстан или Таджикистан, но не брать с них деньги означало, что ты не выполнишь этот план, и тебя за это уволят. Когда я у них брал деньги, меня всегда мучила совесть.

- Но вы же поступили на эту работу, зная, что придется выполнять все приказы и требования своих начальников, а не подчиняться им вы не имели права. Почему же не продолжали работать, выполняя эти требования, как это делают другие, понемногу зарабатывая и себе на жизнь?

- И приказы, и требования бывают разными. То есть в нашей системе кроме приказов, подписанных начальством, есть и неписанные законы. Ведь ни в одном законе или приказе не написано, что, используя свое служебное положение, вы можете кого-либо шантажировать или вымогать деньги.

Но наши начальники все приказы отдавали в устном порядке, и если что-то случится, попробуй потом что-то доказать. Поэтому я не хотел идти против своей совести, то есть постоянно вымогать у людей деньги, беспредельно их мучить, не желал быть соучастником начальников в их нечистых делах. Потому что, рано или поздно, все равно они меня, как и других моих коллег, обвинив в получении взятки, или по каким-то другим причинам засадили бы в тюрьму. А сами, как всегда, вышли бы сухими из воды.

- Почему «засадили бы»? Разве и такое бывает?

- Еще как бывает! Тем более с такими сотрудниками, которые мыслят иначе и не подчиняются приказам начальников, особо не церемонятся, а сразу же уничтожают. Ведь за каждым постовым через скрытую видеокамеру следят сотрудники Службы национальной безопасности. Вот, когда им надо тебя засадить, они этими съемками и пользуются.

Ведь то, что мы, будучи на посту, берем деньги с людей, это же преступление. Несколько раз я сам был свидетелем, когда таким образом арестовывали наших сотрудников. Но я не хотел провести свою жизнь в тюрьме, не хотел также идти против своей совести.

- Вот вы говорили о тюрьмах. Среди осужденных много сотрудников органов внутренних дел?

- А как же! Взять, к примеру, Бекабадскую колонию - там их полно. Здесь вы можете увидеть сотни сотрудников милиции, сидящих ни за что. А если удастся побеседовать с ними, то вы лишний раз убедитесь в несправедливости и произволе власти. Потому что сперва они сами толкают на преступление, а потом сажают, то есть, как говорят, кидают.

Я, например, за три года трижды съездил в Бекабад. Всякий раз нас, 40 сотрудников правоохранительных органов, туда отвозили на специальных автобусах. В колонии мы встречались с осужденными милиционерами, и они, плача, говорили, что ошиблись: «Братья, не берите взяток, работайте честно и слушайтесь начальство».

Это делается для того, чтобы показать, мол, смотрите, какая судьба ожидает тех, кто получил взятку или же нарушил наши законы. А на самом деле, в реальной жизни происходит обратное. Начальники сами вынуждают нас нарушать законы, сами требуют принести побольше денег и сами же нас за это потом наказывают.

- То есть работать в милиции нехорошо?

- Многие думают, что нам, милиционерам, живется хорошо. Нет, конечно. На самом деле, мы как бы посредники между своими начальниками и простыми гражданами, и, как последние, бесправны и никак не защищены от беспредела со стороны других инстанций, например, хокимията. Если бы мы имели независимость от властей, то работали бы по закону.

Но то, что требует закон, конечно, не выгодно вышестоящим органам - милиция им нужна как послушный слуга, который работает только в их интересах. Они нами пользуются когда и как хотят, и попробуй им не подчиниться. А народ, в первую очередь, ненавидит нас - рядовых милиционеров, хотя мы такие же, как и другие, жертвы этого режима. Это основная из причин моего увольнения. Другая причина - командировка в Андижан после кровавых событий 13-го мая 2005 года.

- Значит, вы и там побывали?

- 14-го мая нас в количестве 50 человек из Сырдарьинской области мобилизовали в Андижан. Мы в штатской одежде ходили по базарам, улицам города, в местах наибольшего скопления людей и слушали, смотрели, наблюдали за каждым. Нам был дан приказ предотвращать малейшие волнения среди народа, выявлять как можно больше «террористов» и сдавать их властям.

Но опять же мне стало жалко этих простых, ни в чем не повинных андижанцев, хотя я каждый день кого-то должен был задерживать, якобы, по подозрению и отводить в штаб. А там его либо заставляли брать на себя чью-то вину, либо за взятку отпускали. Таким образом, многие правоохранительные работники также делали свой «бизнес».

Тогда в Андижане работали сотрудники силовых структур со всей республики. Я сам был несколько раз свидетелем того, как мои коллеги задерживали простых прохожих, преимущественно, людей молодого и среднего возраста, и отводили их на допрос. И это тоже сильно мучило мою совесть.

Став очевидцем всякого рода произвола властей Узбекистана, я понял, что дальше уже лучше не будет. В конце концов, я отказался выполнять приказания своего начальника, потому что не желал идти против своего же народа. После этого со стороны руководства началось давление на меня.

Так как я владел многой информацией и, плюс к этому, не подчинялся приказам, меня, как и некоторых моих соотечественников и коллег, ждала либо тюрьма, либо полное уничтожение. И, хотя, как сотрудник силовых структур, без разрешения нашего Министерства я не имел права выехать куда-либо из страны, я рискнул это сделать нелегально, ради своего будущего.

- Но вы же могли работать в какой-нибудь другой сфере. Почему вы этого не сделали?

- Где бы я ни работал, чтобы нормально жить, я должен был бы или воровать, или брать взятки, или заниматься каким-то другим нечистым делом. Потому что в Узбекистане сейчас такая система, что честным трудом не проживешь. Поэтому я решил покинуть страну, где властвует несправедливость, произвол и диктатура. Так я покинул Узбекистан.

Но мне жалко и обидно одно: мою родину держит в руках кучка людей, которая, как мафия, ворует, грабит, уничтожает народ, живущий в нищете. Слава Аллаху, многие из тех, кто верил словам Ислама Каримова о том, что «Узбекистан - государство с великим будущим», прожив в независимости 16 лет, поняли, что это чистейшей воды обман. И теперь уже многим очевидно, что при этом режиме у народа нет никакого будущего вообще:

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяШирокий спектр национальных интересов (Казахстан)
Следующая статьяНа юге Киргизии прошли теледебаты по предотвращению торговли людьми