Пулат Ахунов попал под домашний арест в Андижане
17.07.07 13:10, Uznews.net
Пулат Ахунов, один из лидеров «Бирлика» четвертый месяц не может выехать из Андижана в страну проживанию Швецию, узбекские власти не выдают ему паспорт.
У заместителя председателя партии «Бирлик» Пулата Ахунова появилась возможность испытать на себе «прелести» узбекского режима, дифирамбы которому он пел в последний год из Швеции, пытаясь оправдать расстрел людей в Андижане и призывая Евросоюз сменить политику «кнута» на «пряник» в отношениях с Узбекистаном.
Приехав в марте этого года в Узбекистан, Ахунов там застрял, немедленно лишившись права на свободу передвижения и выезд.
Он поехал в Андижан из Швеции, где проживает со своей семьей с 1995 года, чтобы заменить свой узбекский паспорт, срок действия которого истек в этом году после исполнения ему 45 лет.
Это был последний раз, когда Ахунов видел свой паспорт, уже на протяжении более чем четырех месяцев ОВИР Управления внутренних дел Андижанской области отказывается выдать ему новый паспорт или на худой конец вернуть старый.
Потеряв терпение, Ахунов написал письмо начальнику ОВИРа Андижанской области по фамилии Сидиков, в котором заявил, что если у властей Узбекистана есть основания считать его неблагонадежным человеком, не выдавать ему паспорт, то было бы логичнее возбудить против него уголовное дело. А вместе с ним и против пограничников, сотрудников таможни, впустивших его беспрепятственно в Узбекистан.
«Тогда на открытом судебном процессе все выяснится, кто виноват, а кто нет», - пишет Ахунов.
Сильно тревожится за Ахунова его жена Насиба Ахунова. Она говорит, что ее муж всегда боролся с несправедливостью, жил чаяниями своего народа, по этой причине он отказался от шведского гражданства, предпочтя остаться гражданином Узбекистана.
И именно узбекское подданство превратило Ахунова сегодня в пленника режима. Как выяснилось, его гражданство не позволяет правительству Швеции вмешаться в эту ситуацию и потребовать от Узбекистана выпустить Ахунова из страны.
«Но мы надеемся, что он вернется к нам», - говорит Насиба Ахунова.
Коллеги по партии «Бирлик» комментируют ситуацию с задержанием Ахунова, говоря о том, что возможно власти Узбекистана держат его, видя в нем и в его партии конкурента на предстоящих в декабре этого года президентских выборах.
Пулат Ахунов был признан узником совести Международной амнистией после того, как в 1992 году попал на полтора года в тюрьму за членство в «Бирлике» по сфабрикованному делу о хранении наркотиков.
В 1995 году он получил политическое убежище и вид на жительство в Швеции.
Проживая на Западе и нанося редкие визиты в Узбекистан, Пулат Ахунов трансформировался в последние годы из оппозиционера в нежного критика режима Ислама Каримова, переключив свою критику на конкурентов из демократической партии «Эрк», журналистов и правозащитников, осуждающих действия властей Узбекистана.
События в Андижане мая 2005 года, когда правительственные войска расстреляли многотысячную демонстрацию в центре города, включая женщин и детей, убив по меньшей мере несколько сот человек, не нашло большого сочувствия в сердце Ахунова и его однопартийцев.
В своей статье посвященной Андижанской трагедии: «Бунт акромистов или выступление продемократических сил» августа 2006 года, Ахунов осуждает восставших, а не правительство, акцентируя внимание лишь на штурме тюрьмы и освобождении заключенных, которое произошло в ночь на 13 мая.
Ахунов не пишет, что в течение дня 13 мая на площади Бобура в Андижане собралось более десяти тысяч человек, требовавших права, демократию и достойную жизнь, а власти открыли огонь по ним из БТРов без предупреждений, не дав шанс спастись даже детям.
Описывая действия «экстремисткой секты «Акромия», Ахунов не пишет, что восстание и штурм тюрьмы были спровоцированы многолетним произволом властей, одним из которых стал арест 23-х законопослушных бизнесменов, потерявших в итоге бизнес и проведших год в застенках, где их подвергали пыткам и издевательствам.
Реакцию Евросоюза и США на Андижанскую резню Ахунов назвал поспешной, говоря о том, что западные политики многого не учли, акцентировав свое внимание лишь на массовом расстреле. А разве расстрела мало?
В целом, в опубликованных за последний год статьях Ахунов говорил, что дела в Узбекистане не так плохи, в Таджикистане и в Афганистане - хуже.
Если следовать логике Пулата Ахунова, его задержание тем более не большое дело, и Швеция и другие страны не должны критиковать Узбекистан за это, а лишь продолжать поощрять узбекское правительство, раздавая пряники.
А Ахунов, оставшись в Узбекистане, будет иметь возможность узнать лучше, как живет страна и народ сегодня. Помучившись от произвола властей, сможет побывать в шкуре тех людей, кто, возможно, штурмовал тюрьму.
А во время тихих доверительных бесед с земляками он узнает больше о масштабах Андижанской резни, если, конечно, найдет человека, который ему доверится.
Uznews.net