ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЕ ТУРНЕ НАЗАРБАЕВА
17 сентября 2007 г., Евразийский дом
ВИТАЛИЙ ВОЛКОВ,
Эксперт радиостанции «Deutsche Welle», Германия
Евразийский Дом: «С 11 по 14 сентября состоялись визиты Президента РК Н.Назарбаева в Туркменистан и Таджикистан. С чем связана активизация Астаны на центральноазиатском направлении?»
С одной стороны, обилие проблем в Центральной Азии таково, что постоянная политическая деятельность, в том числе визиты высших руководителей, вообще не должна вызывать удивление. С другой стороны, Казахстан является, несомненно, самым экономически быстроразвивающимся государством в регионе. Поэтому, нерешенность ряда проблем - в частности, определение границ на Каспийском море или развитие транспортных путей с соседями, выводящих Астану на мировые рынки, - ограничивают Астану уже сейчас, а тем более в перспективе.
Наконец, Назарбаев, судя по всему, имеет амбиции не просто регионального лидера, а лидера, выступающего перед миром от лица Азии или даже Евразии (это зависит от того, какую идеологию для лидерства выберет Астана в конечном итоге).
Евразийский Дом: «Ускорит ли встреча Н.Назарбаева с Г.Бердымухамедовым реализацию проекта Прикаспийского газопровода?»
Встреча Назарбаева с Бердымухамедовым может ускорить строительство одного из газопроводов, но вовсе не обязательно Прикаспийского. Позиции Туркмении в газовом альянсе с Казахстаном откровенно слабы. Сам Ашхабад, без Назарбаева, и при новой власти инвесторов с Запада привлечь не смог. Своих средств у него нет, и есть ли газ в достатке, неизвестно. Поэтому, мне кажется, Астане Ашхабад сейчас более важен как политический козырь для поддержания напряжения среди конкурентов и укрепления лидирующих позиций в большой игре за газ.
С точки зрения запасов углеводородов и готовности поставлять их по функционирующим трубам Узбекистан имеет куда более предпочтительные позиции. А главным потребителем просматривается Китай. «Китайский» проект кажется наиболее близким.
Назарбаев же в Ашхабаде договаривался о добыче туркменских тяжелых металлов, о строительстве железной дороги, о проведении пограничных линий. Кроме того, Туркмения переходит в полную зависимость от казахского хлеба, а эта зависимость весьма серьезная. Учитывая это, а также то, что для поставок в Китай газа из Туркмении, Узбекистана и Казахстана, решающий вентиль будет в руках у Астаны, понятно, что претензии Назарбаева на лидерство лишь укрепляются.
Конечно, ведущая роль России в этом не очень просматривается. С другой стороны, если смотреть шире и отказаться от логики лидерства «либо Москва, либо Астана», то как раз через активизацию Казахстана российский нефтегазовый комплекс может получить выгодные выходы на рынки Азии (Китая, Индии, Японии и т.д.), а также, как это ни странно покажется, и в Европу, которая сейчас на Россию как на партнера смотрит с опаской.