CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Виктор Дубовицкий: Инвестиционная интеграция Центральной Азии

29 апреля 2008

Виктор Дубовицкий: Инвестиционная интеграция Центральной Азии

28 апреля 2008, 19:20, CA-NEWS

CA-NEWS (TJ) - Центральная Азия приковывает к себе все более пристальное внимание мировой общественности в связи с событиями в Афганистане, а теперь и за счет энергетики, нефти, газа

Деловой партнер.UZ, Узбекистан 26 апреля 2008 г. Виктор Дубовицкий, д.и.н., Таджикистан

Мы пытаемся создать свое лицо в региональных, двухсторонних и многосторонних контактах с мировым сообществом, со странами Центральноазиатского региона (ЦАР). Здесь, кстати, мы имеем больше фактов наиболее полного двустороннего сотрудничества, преимуществ данной формы межгосударственных контактов перед региональными. Более того, можно отметить и наличие многочисленных проблем во взаимодействии пяти стран региона, их функционировании в качестве единого целого. Существует и другой - американский подход к данному вопросу - "Большая Центральная Азия", которая расширяет регион на юг Евразии, соответственно привнося и новые возможности и новые проблемы. Стоит также отметить, что на Западе наш регион рассматривают в качестве "спасения от России" перед лицом зависимости от ее сырья. Все эти точки зрения имеют право на существование.

Развивая тему стратегии сотрудничества РТ со странами ЦАР, директор Института экономики АН РТ, кандидат экономических наук А.Рауфи отметил, что, по его мнению, Таджикистану целесообразно выстраивать здесь работу по четырем направлениям: 1) использовать в экономике инвестиционные наукоемкие технологии, строить открытое инвестиционное пространство; 2) радикально менять экономическую структуру РТ: от сырьевых производств - к обрабатывающей промышленности: "Пока все направлено на добычу природных ресурсов и их экспорт. Эта тенденция характерна также и для Казахстана и Туркменистана", - отметил А.Рауфи, детализируя свою точку зрения по этому вопросу; 3) развивать социально-экономические направления сотрудничества: "Стоимость рабочей силы в РТ очень низкая, - сказал он. - Потому появляются мигранты, старающиеся дороже продать свой труд. У нас в области миграции наиболее эффективно строятся отношения с Казахстаном. Мы являемся банком рабочей силы не только для ЦАР, но и в целом для стран ЕврАзЭС"; 4) экологический аспект: "Нужно включить этот компонент в экономические проекты", - заключил А.Рауфи.

Некоторые круги предпочитают иметь дело со слабыми факторами. Интеграция в регионе для них невыгодна. Силами СМИ ведется информационная война против интеграции стран ЦАР. Ведь наш регион - это 60 млн. покупателей! И это не удивительно, ведь энергетический потенциал региона весьма значителен.

Отсутствие достаточного рынка сбыта для промышленной продукции и сырья для ЦАР невыгоды сегодня государствам региона.

В ЦАР могут производить 900 млрд. кВт/час электроэнергии в год. Для примера, вся Латинская Америка производит только 700 млрд. кВт/час в год. Для того чтобы успешно реализовывать возможности стран ЦАР в этом направлении, необходимо добиться согласованных действий в области использования водно-энергетических ресурсов региона. Должна быть разработана общая энергетическая политика.

Здесь нужно подумать и о переходе с традиционных способов полива на прогрессивные технологии, например - капельное орошение, что также существенно облегчит решение проблем водопользования в регионе.

Из общего количества стока в Аральское море по региону 70% формируется в Таджикистане и Кыргызстане, 9% - в Узбекистане, 1% - в Казахстане, 17% - в Афганистане и Иране. По этому вопросу у стран ЦАР нет межгосударственного соглашения. Это приводит не только к перекосам и недоразумениям в решении данных проблем, но и к нерациональному использованию объектов водопользования. Как показала предварительная оценка состояния этих объектов (водохранилищ, насосов, станций, плотин), подавляющее их большинство в регионе находится в аварийном состоянии. 1,7 млрд. долл. США теряют страны ЦАР в результате нерационального водопользования. Противоречия в решении этих вопросов сохранятся и в среднесрочной перспективе. Создание водно-энергетического консорциума затягивается, хотя все «за».

В ВТО входит 51 страна. Опыт деятельности этих стран показывает, что Таджикистан, в случае его вступления в ВТО, столкнется, прежде всего, с ухудшением торговли: 76% экспорта товаров и 66% импорта в регионе ЦАР приходится на Казахстан. Структура внешней торговли стран региона - минеральное сырье, цветные металлы, аграрная продукция. В РТ - 88% всего экспорта формируют три наименования товаров: алюминий, хлопок, сельхозпродукты. Участие стран Центрально-азиатского региона в ВТО полноценно только в случае интеграции в ЦАР. Это поможет им создать свободные рынки, защитить права товаропроизводителей".

Таджикские компании очень слабы и действуют без экспертной проработки экономической и политической проработки ситуации. Наши экономисты даже не понимают, какие идут в нашей стране процессы: у нас очень слабая экспертная база. Нам нужно воспитывать грамотных менеджеров, которые могли бы понимать и контролировать этот процесс. Крупные фирмы, и с помощью коррумпированных чиновников стараются подавить своих конкурентов.

При этом необходимо учитывать, что Европа тяготится поставками сырья из России и опасается идущих в этой стране внутриполитических процессов. Но сегодня у Европы нет другого выхода. Между тем там постепенно приходит новое понимание ситуации в ЦАР. Так представитель ЕС в ЦАР Пьер Марель недавно признал своеобразие общественно-политического развития региона, отметив, что: "Президент здесь - основатель государства".

На тревожное положение дел в области развития экономики республики указал ведущий специалист по ВЭД Ф.Абдувосиев: "В настоящее время более 50% продуктов питания в РТ импортируются. 80% производимых в республике товаров производится подсобными личными хозяйствами. Во многом это связано с тем, после 1991-1997 гг. в Таджикистане производство продовольствия сократилось в 2,5 раза. К тому же, ситуация усугубляется тем, что 70% трудоспособного населения республике продолжает работать в сельском хозяйстве".

Несомненно, что в их взаимоотношениях до сих пор превалирует элемент сотрудничества. Это происходит из-за того, что названный регион для каждой из перечисленных держав хотя и является важным, но не первостепенным по значению для их национальных интересов.

Общей сферой сотрудничества для упомянутых держав в последние семь лет является сфера борьбы с международным терроризмом.

Россия, Китай и США вполне солидарны в восприятии террористических проявлений и имеют общий список из более чем 40 террористических организаций, в который входят движения и группы, базирующиеся или зародившиеся в каждой из этих стран. Это единственная область, в которой интересы указанных великих держав в регионе сходятся и где они действуют солидарно.

Оценивая взаимоотношения России и Китая в регионе можно констатировать несколько направлений сотрудничества. Главным из них с 1996 года стало политическое, выразившееся вначале в урегулировании пограничных проблем на бывшей советско-китайской границе, с целью чего была создана Шанхайская пятерка, успешно выполнившая свою задачу до 2001г. В июне того же года "Пятерка" была преобразована в Шанхайскую организацию сотрудничества в составе Казахстана, Кыргызстана, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана. Идеология организации выражена в следующих принципах: взаимное доверие; открытость; неприемлемость насилия; учет интересов и возможностей друг друга. Реализуемые принципы образуют понятие "шанхайский дух", которое прочно вошло в оборот специалистов - международников. С января 2004 г. ШОС функционирует в качестве полноценной международной организации осуществляющей сотрудничество по широкому кругу проблем экономики, политики и культуры.

Основную консолидирующую роль в ШОС играют Китай и Россия, однако основная деятельность организации осуществляется на пространстве Среднеазиатского региона. Как показывают реалии последних лет, Россия в ШОС выступает как источник высоких технологий, а Китай - как источник финансирования совместных проектов. На начало 2008 года общий объем инвестиций китайских предприятий в другие пять стран организации достиг 9 млрд. долларов.

Военное сотрудничество между Россией и Китаем на территории Среднеазиатского региона, в основном ограничивается координацией антитеррористической деятельности, а также участием войск стран региона в совместных военных учениях в рамках ШОС на территории Киргизии, СУАР и Российской Федерации.

В экономической сфере сколь либо заметной конкуренции (за исключением добычи и транспортировки углеводородного сырья) между названными великими державами не отмечено - каждая из них занимает определенную нишу в этой сфере. Однако в области дорожного строительства проводимого Китаем и США можно отметить политизированность инфраструктурных проектов, осуществляемых последней страной: мосты через Пяндж в Афганистан вещь для Таджикистана вещь гораздо менее важная, чем дорога Душанбе-Джиргиталь, строящаяся китайскими фирмами, и служат осуществлению американской геополитической концепции "Большого Ближнего Востока".

Что касается конкуренции в области добычи и транспортировки нефти и газа, добываемых в регионе, то здесь, без сомнения пока доминирует Россия, направившая в 2003- 2007 гг. через свою территорию нефтегазовые потоки. Здесь следует также упомянуть и российско-казахстанское решение по совместной разработке месторождений северной части Каспийского моря.

Можно утверждать, что США, в отличие от России и Китая, до си пор не удалось предложить странам региона привлекательных и действенных политических и экономических структур наподобие ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.

В целом напрашивается вывод о более действенном и все усиливающемся российско-китайском сотрудничестве в регионе, которое будет объективно блокировать расширение американского влияния.

ca-news.org

Предыдущая статьяБахрам Амирахмадиан: ШОС станет ведущей региональной организацией в мире
Следующая статьяИран выразил протест Азербайджану