Газовый интерес
22.05.08 15:00, UzNews.net
Uznews.net - В Ташкенте на прошлой неделе прошла международная выставка «Нефть и газ», в очередной раз подтвердившая интерес западных инвесторов к запасам в этой стране нефти и газа, которого, впрочем, на нужды самих узбекистанцев почему-то не хватает.
Выставку «Нефть и газ - 2008» посетило на 30 % больше участников, чем в прошлом году, отрапортовали ее организаторы. Это и неудивительно - энергоресурсы давно заняли одно из центральных мест в политике многих государств, во многом из экономической категории перейдя в категорию политических вопросов. Узбекистану, не обделенному запасами углеводородов, удается держать «нос по ветру» и выгодно их продавать.
Общие, уже подтвержденные, потенциальные ресурсы Узбекистана по нефти составляют более 5,3 млрд. тонн, конденсату - 480 млн. тонн и газу - 5095 млрд. куб. м. В основе этой оценки лежат результаты исследования геолого-геофизических материалов, полученных за более чем 100-летний период геологоразведочных работ, добычи нефти и газа.
Уступая соседям - Казахстану и Туркменистану - по объемам запасов углеводородов, Узбекистан тем не менее стремится выжать из них максимум прибыли при умеренных затратах, предпочитая больше привлекать средства иностранных инвесторов, чем вкладывать собственные деньги в разработку месторождений. Такой подход, с одной стороны, позволяет действительно свести к минимуму государственные расходы, но и доходы от экспорта значительно снижаются.
Так, по Соглашению о разделе продукции (СРП) с российским «Lukoil» по месторождениям Кандымской группы, Национальная холдинговая компания (НХК) «Узбекнефтегаз» получает 10 % от прибыли - пропорционально своему вкладу в разработку месторождений. Этот, в общем-то, справедливый принцип распределения прибыли не всегда удовлетворяет Ташкент.
Хоть, об этом не было заявлено прямо, но очевидно, что подписание СРП с российским «Газпромом» по разработке месторождений Акчалак, Куаныш и Урга в Устюртском регионе не состоялось именно по причине неоправданно высоких притязаний узбекского нефтегазового монополиста.
Место российской компании заняла малазийская «Petronas Carigali Overseas», согласившаяся на условия Ташкента. Кроме СРП малазийцы получили контракт на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства завода по переработке природного газа в жидкое топливо. Мощность завода, который планируется построить к 2012 году, составит 1,75 млн. тонн жидкого синтетического топлива в год, полученного из 3,5 миллиардов кубометров природного газа.
Одно месторождение на Устюрте досталось и Южной Корее. На прошлой неделе узбекский и корейский премьеры Шавкат Мирзияев и Хан Сын Су подписали соглашение о создании совместного предприятия «Uz-Kor Gas Chemical», которое займется разработкой месторождения Сургиль.
Отказ россиян от Устюрта не помешал «Узбекнефтегазу» поднять цены на свой газ для российских покупателей. Вслед за Туркменией Узбекистан объявил о пересмотре цен на голубое топливо для «Газпрома». В 2007 году российский монополист закупал газ в Узбекистане по $ 100 за 1 тыс. кубометров. В первой половине этого года цена для российской компании поднялась до $ 130, а во второй она вырастет до $ 160 за 1 тыс. кубометров.
Особняком стоит созданный в 2006 году для добычи нефти не шлейфе Аральского моря консорциум инвесторов, в составе которого: НХК «Узбекнефтегаз», «Lukoil Overseas», «China National Petrolium Corporation» (CNPC), «Korea National Oil Corporation» (KNOC) и малазийская «Petronas Carigali Overseas».
В августе 2006 года между правительством Узбекистана и консорциумом было подписано СРП с целью разведки на Арале, которая началась в сентябре 2007 года. С тех пор программа выполнена на треть - пройдено около 700 км сейсмопрофилей.
Не так благополучно складываются энергетические отношения Узбекистана и с ближайшими соседями - Кыргызстаном и Таджикистаном. В апреле Ташкент начал сокращать поставки природного газа в Таджикистан. Газоснабжение будет восстановлено только после погашения таджикской стороной долга в $ 7 млн.
Согласно договору, заключенному в конце минувшего года, Таджикистан получает из Узбекистана 650 млн. кубометров природного газа в год по цене $ 145 (по этой же цене достается узбекское голубое топливо и Кыргызстану). Документ предполагал и постепенное погашение задолженности Таджикистана. Однако, по информации «Узтрансгаза» - предприятия, входящего в состав НХК «Узбекнефтегаз», на деле этого не произошло, более того, долг начал увеличиваться, а периодические напоминания о нем эффекта не возымели.
Экономика горной республики, испытывающей острую нехватку в энергоносителях, полностью зависит от узбекских поставок. В начале нынешнего года Душанбе уже столкнулся с проблемой недопоставок. Тогда Ташкент объяснил происходящее тем, что из-за сильных морозов в Узбекистане увеличилось внутреннее потребление газа. Из-за сокращения поставок пострадал не только Таджикистан, но и южные районы Казахстана и Кырызстана, также импортирующие узбекский газ.
Совместных нефтегазовых проектов в Узбекистане немало, и все они - неплохой источник пополнения государственного бюджета, тем более, учитывая стабильный рост на сырьевые товары. «Газ - наиболее ценный ресурс в Узбекистане. Устойчиво высокие цены на энергоносители должны стать великолепной стартовой площадкой для будущего экономического процветания», - подчеркивается в недавнем отчете международного рейтингового агентства «Standard & Poor's».
Вместе с тем, оценки Международной кризисной группы (ICG) не столь радужны. «Энергетический сектор играет неблагоприятную роль для жителей Узбекистана: основная часть доходов идет на обогащение элиты и остается вне страны, в то время, как остальные средства используются на содержание раздутой и жестокой системы безопасности, - считают эксперты Международной кризисной группы.
- В дополнение ко всему, поставки газа на внутренний рынок зимой часто сокращаются, чтобы газ можно было продавать за границу, получая за него, приблизительно, полмиллиарда долларов; целые города остаются без отопления в холодное время года, что зачастую вызывает протесты населения».
И действительно, практически, с первых лет после провозглашения независимости узбекистанцы стали мерзнуть зимой от недопоставок газа. Руководство НХК «Узбекнефтегаз», впрочем, настойчиво опровергает обвинения в недостаточности газоснабжения узбекских городов и сел. «Сезонное увеличение потребления газа почти полностью компенсируется запасами газа в трех газохранилищах», - неизменно заявляет первый заместитель председателя правления «Узбекнефтегаза» Шавкат Маджитов.
На сегодняшний день Узбекистан располагает тремя подземными газохранилищами - Газлийским, Северосохским и Ходжаабадским - общей емкостью 4,5 млрд. кубометров. Завершается строительство четвертого - в Алимкенте (Ташкентская область). Это газохранилище объемом 600 кубометров должно обеспечить зимнюю потребность в газе не только столичной области, но и прилегающих областей.
Пока же тепло в домах остается только на уровне разговоров, «газовые бунты» уже перестали быть явлением неординарным. Относительно, благополучно в этом смысле узбекистанцы прожили только первую треть зимы - до президентских выборов и немного после них, когда власти, стремясь предотвратить публичное выражение недовольства, наполнили трубы городских газовых сетей.
Недопоставки газа населению власти регионов страны объясняют многомиллионными долгами узбекистанцев за это топливо, что является великолепной возможностью для властей, сократив внутреннее потребление, увеличивать объемы экспорта, приносящего солидную валютную выручку. И какое им дело до того, что население страны перемерзнет, благо, заработанную валюту пока еще есть на что тратить?..
Uznews.net