Андижан правды пока не дождался
22 мая 2008 15:11, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство
13 мая исполнилось три года со дня трагических событий, когда в 2005 году правительственные войска расстреляли демонстрацию в центре Андижана, города на самом востоке Узбекистана.
Согласно официальным данным, были убиты 189 и ранены более 500 человек, однако по информации независимых правозащитных организаций, истинное число пострадавших приближается к 800.
Протестующих власти обвинили в принадлежности к исламским радикальным террористическим организациям «Акрамия», «Хизб-ут-Тахрир» и «Аль-Каида» и арестовали всех, кто, по их мнению, был либо причастен к организации протестов, либо являлся непосредственным свидетелем, а также многих правозащитников, журналистов и других граждан страны, имеющих альтернативное мнение по этим событиям.
В ответ на требования провести независимое международное расследование андижанских событий официальный Ташкент выдворил из Узбекистана ряд представительств зарубежных организаций, занимавшихся поддержкой гражданского общества, развитием СМИ и другой деятельностью.
Вслед за этим, в ноябре 2005 года Евросоюз ввел санкции предусматривающие запрет на выдачу виз для ряда высокопоставленных чиновников «напрямую ответственных за непропорциональное применение силы» и наложил эмбарго на экспорт вооружений в Узбекистан.
После переизбрания на третий президентский срок вразрез с Конституцией узбекский лидер Ислам Каримов начал намекать на проведение либеральных реформ, амнистировал нескольких правозащитников, отменил смертную казнь и разрешил представителям Международного Красного Креста инспектировать тюрьмы.
Эксперты полагают, что именно эти факторы послужили причиной почти полного пересмотра санкций в отношении Узбекистана, в результате чего 29 апреля 2008 года ЕС снял на шесть месяцев ограничения на выдачу виз для узбекских чиновников, оставив лишь эмбарго на экспорт оружия.
Однако они отмечают, что спустя три года андижанские события по-прежнему являются «темным пятном» в узбекской истории, о которой среди местных жителей не принято вслух.
Один из торговцев на улице города указал на состояние «тревоги и ожидания репрессий», которое до сих пор испытывает население, пережившее кровопролитие в 2005 году.
«Говоря об андижанских событиях, я навлеку на себя опасность и приключения», - сказал он. Наблюдатель, посетивший город недавно, также заметил «крайне удрученное» состояние общества, которое, на его взгляд, справедливого расследования уже не ожидает, в то время как власти обходят эту тему молчанием.
«Никто не говорит больше об андижанских событиях, даже президент Каримов не вспоминает о так называемых «террористах» которые, по его трактовке, захватывали учреждения в Андижане. Трагедия выброшена на свалку истории».
Надежда Атаева, президент базирующейся во Франции Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» считает, что сейчас уже не остается шансов на объективное расследование событий в Андижане. Во-первых, власти «обезвредили» общество от активной части правозащитников, журналистов и оппонентов. Во-вторых, отсутствует доступ к обобщенным и централизованным документальным сведениям, которые либо уничтожаются, либо засекречиваются.
«Массовое убийство людей, произошедшее в Андижане, которое подтверждается докладами правозащитников на основе показаний очевидцев трагедии, является преступлением против человечества, поэтому цель властей - сделать 13 мая 2005 года исторической тайной».
NBCA - проект IWPR по созданию многоязычной службы новостного анализа и комментариев по странам Центральной Азии, с участием широкого круга обозревателей по всему региону.
IWPR