CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

УЗБЕКИСТАН: ТАШКЕНТ СНОВА ВЗЯЛСЯ ЗА СТАРЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЮКИ

23 мая 2008

УЗБЕКИСТАН: ТАШКЕНТ СНОВА ВЗЯЛСЯ ЗА СТАРЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЮКИ

23.V.2008, EURASIANET

Вдохновленный укреплением своих отношений с Западом, Узбекистан, похоже, желает вырваться из крепких объятий Москвы - причем уже не в первый раз. Ряд жестов Ташкента за прошедшие недели свидетельствуют об охлаждении его отношений с Москвой.

Возможно, самым явным признаком наличия проблем в российско-узбекских отношениях стало подписание 13 мая соглашения о разделе продукции между государственной топливно-энергетической компанией "Узбекнефтегаз" и малазийским газовым концерном "Петронас". Соглашение на общую сумму в примерно полтора миллиарда долларов охватывает три месторождения на севере плато Устюрт - Урга, Куаныш и месторождения Акчалакской группы - где активно ведут разведку российские энергетические компании. "Газпром", главный «кошелек» Кремля, сам добивался прав на разработку этих месторождений, и с 2004 года неоднократно получал соответствующие обещания. Но в итоге его постигло разочарование.

Ряд других событий, рассматриваемых вместе, дает основание полагать, что Ташкент меняет свое отношение к Кремлю.

12 мая председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник в сопровождении посла РФ в Узбекистане Фарида Мухаметшина побывал на церемонии открытия трех медицинских центров в Ташкенте - поликлиники, туберкулезного и кожно-венерологического диспансеров. Строительство этих объектов обошлось в 4 млн. долларов, а средства на него были предоставлены российской энергетической компанией "Союзнефтегаз". Это событие примечательно еще и потому, что на церемонии не присутствовало ни одного представителя от узбекского министерства здравоохранения или другого государственного агентства. По мнению ташкентских политических обозревателей, вряд ли столь бросающееся в глаза явление, как отсутствие на мероприятии узбекских должностных лиц, не было согласовано на самом верху.

Другим симптоматичным шагом, имеющим красноречивый политический подтекст, стало переименование ташкентскими властями улицы Пушкина - последней крупной улицы в узбекской столице, названной в честь российского исторического деятеля. Название поменяли на "улицу Независимости". А чтобы убедиться, что значение этого шага не осталось незамеченным Москвой, узбекские власти осуществили переименование 7 мая - в день инаугурации российского президента Дмитрия Медведева.

Помимо всего прочего, узбекская пресса не опубликовала текст поздравления президента Ислама Каримова в адрес своего российского коллеги по случаю инаугурации, хотя много писала о поздравлении Медведева, направленном Каримову в День победы, сообщил информационный сайт Uzmetronom. Учитывая исключительное внимание Ташкента к политическому протоколу, подобная забывчивость представляется явно намеренной.

С момента обретения страной независимости после распада СССР в 1991 году отношения Ташкента с Москвой протекали не слишком гладко. На протяжении большей части девяностых годов президент Ислам Каримов старался держать Москву на расстоянии, занимаясь укреплением собственной власти. После теракта 11 сентября Каримов отвернулся от России и взял курс на установление тесных стратегических отношений с Соединенными Штатами, которые, правда, разладились после андижанских событий 2005 года.

Последствием событий в Андижане стало то, что Каримов снова взял курс на упрочение отношений с Россией и, в меньшей степени, с Китаем, в области экономики и безопасности. Однако зависимость от Москвы, похоже, действует Каримову на нервы, и в последние месяцы Ташкент положительно отреагировал на инициативы США и Евросоюза, направленные на улучшение отношений. Похоже, перспектива возрождения поддержки Запада в адрес его режима подвигла Каримова на то, чтобы уже во второй раз сместить акцент со своих связей с Кремлем.

Попытки Узбекистана дистанцироваться от России распространяются и на многосторонние организации. На заседании министров обороны Шанхайской организации сотрудничества, состоявшемся 15 мая в столице Таджикистана Душанбе, Узбекистан стал единственной из центральноазиатских стран, которую представлял замминистра, хотя министр обороны Узбекистана находился в Ташкенте и, похоже, его график позволял ему присутствовать на этом мероприятии. Узбекистан, однако, все-таки подписал договор о сотрудничестве, обсуждавшийся в ходе этой встречи.

Последние шаги Ташкента в отношении России вполне соответствуют недавно провозглашенной политике, в рамках которой Ташкент намерен сократить "влияние извне" на свои политические решения. По имеющимся сообщениям, в соответствии с занятой им позицией Узбекистан положительно отреагировал на предложение НАТО о внутриконтитентальных железнодорожных перевозках грузов для нужд стабилизации Афганистана, не согласовав прежде свой ответ с Москвой. Участие Узбекистана в проекте считается крайне важным для его реализации, и Каримов стал единственным из президентов транзитных стран, выступившим с заявлением о железнодорожном сообщении помимо объявления российского лидера Владимира Путина на апрельском саммите НАТО.

Россия выразила свое неудовольствие маневрами Ташкента, предприняв ряд ответных внешнеэкономических шагов. Россельхознадзор ввел временное ограничение на ввоз из Узбекистана растительной продукции, включая хлопок. Российские власти объяснили введение запрета тем, что в импортируемых из Узбекистана сельскохозяйственных продуктах обнаружен капровый жук - вредитель запасов пшеницы и других зерновых.

Хотя история с жуком может и соответствовать истине, Россельхознадзор уже не раз использовали в политических целях. Самым известным в последнее время случаем использования этого учреждения в качестве внешнеполитического рычага стал запрет на ввоз грузинского и молдавского вина на российский рынок, наложенный явно в ответ на прозападную линию, проводимую Тбилиси и Кишиневом.

Сельскохозяйственная продукция составляет значительную долю в общем объеме российско-узбекской торговли, составившем в 2007 году свыше 4 млрд. долларов. Узбекистан направляет на экспорт в Россию большую часть своей плодоовощной продукции, а также 10 процентов выращиваемого в стране хлопка, так что длительный запрет может больно ударить по Ташкенту. По сообщению же ряда российских СМИ, Россия закупает у Узбекистана 40 процентов хлопка.

"Учитывая, что прямой внешнеторговый оборот с Соединенными Штатами и Евросоюзом составляет менее одной пятой в балансе всей торговли Узбекистана, а на долю России приходится около трети торгового объема, то Ташкент вряд ли полностью отвернется от России, - сказал нам ташкентский аналитик, попросивший не называть его имении. - Кроме того, Россия остается важным геополитическим союзником".

"Однако возрождение связей Узбекистана с Западом и усиление конкуренции за центральноазиатские ресурсы, возможно, дадут Ташкенту большую независимость и возможность для маневра, - добавляет он. - Вероятно, Ташкент баламутит воду с тем, чтобы добиться пересмотра своего положения и установления политического баланса, соответствующего новым условиям".

Email this article 20.V.2008 © Eurasianet

eurasianet.org

Предыдущая статьяЕще раз о разрухе в головах....Послесловие к Ташкентской конференции.
Следующая статьяГосдума ратифицировала договор о дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС