Родина наша, но земля собственность Рахмона,
22 мая 2008 16:03, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство
хочет - продаст, хочет - задарма отдаст
В последние годы на Таджикистан постоянно обрушиваются то природные катаклизмы, то политические беды. Не успела страна оправиться от невиданных морозов и селевых потоков, теперь начинает ее трясти политика разбазаривания земель Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) и протесты населения области во главе с оппозицией режиму Эмомали Рахмона.
Так, в марте - апреле 2008 г. оппозиционная сила - Социально-демократическая партия Таджикистана (СДПТ) провела ряд акций протеста по поводу передачи 98 тысяч га земли Мургабского района ГБАО Китаю и переподчинения 6 населенных пунктов Дарвазского района Тавильдарьинскому району:
Оппозиция и население ГБАО считают, что передача земель Китаю является незаконной. По имеющейся информации, китайская сторона щедро отблагодарила Э. Рахмона за такую уступку. В январе 2007 года в ходе государственного визита президента Таджикистана в Китай, по данным источника из близкого окружения президента, за передачу указанного участка земли китайская сторона негласно выплатила Э. Рахмону денежное вознаграждение в размере около 500 млн. долларов, которые были переданы главе государства через председателя акционерного коммерческого банка «Ориен-банк» Хасана Асадуллозода. Эти деньги, как утверждают, переведены на зарубежные счета президента.
Еще одним поводом для возникновения напряженности послужило то, что по решению правительства Китая переданные районы Таджикистаном Китаю заселяются, в основном, семьями бывших китайских заключенных, отбывавших длительные сроки наказания в местах лишения свободы за тяжкие преступления. Из-за этого часто возникают конфликтные ситуации между таджиками и вновь переселенными гражданами КНР. В результате инцидентов имеются человеческие жертвы...
Надо отдать должное китайской стороне. Она не ошиблась, когда делала ставку на коррумпированное окружение Э.Рахмона: В КНР осознают, что, инвестируя в экономику Таджикистана и выплатив «мзду» коррумпированным госчиновникам, можно выкупить часть территорий нашего затерявшегося не только в горах, но и на обочине экономического развития государства.
Такой удобный вариант подкупа коррумпированной рахмоновской когорты устраивает обе стороны, особенно китайцев. Официальный Пекин предпринимает попытки заполучить значительную часть ГБАО и в этих целях все чаще инициирует вопрос о передаче Таджикистаном «спорных» территорий, расположенных вдоль китайско-таджикской границы. Так, в 1999 году Поднебесная заполучила около 200 км2 таджикской земли в Мургабском районе ГБАО. Данный прецедент послужил толчком к последующим переговорам по самому большому несогласованному участку - Большому Памиру (площадь около 28 тыс. км2), расположенному к югу от перевала «Уз-Бель». Результатом переговорного процесса стало подписание 17 мая 2002 года дополнительного соглашения, на основании которого Таджикистан согласился передать под юрисдикцию Китая еще 1 тыс. км2 спорных территорий в районе Большого Памира, о чем упомянули выше.
Новая линия границы увеличивает проблемы населения Рангкульской зоны Мургабского района, лишив его 70% пастбищ. Для местного населения, численность которого достигает 1,5 тыс. человек, животноводство является единственным источником дохода.
На своей первой встрече с новым председателем Мургабского района М.Тойчиевым жители этих районов выразили беспокойство влиянием демаркации таджикско-китайской границы на социально-экономическую жизнь населения этого региона.
В результате проведения новой линии границы из 46 больших ущельев, где местное население пасет скот, 37 переходят к Китаю. По сторону границы, которая переходит под китайскую юрисдикцию, туда также переходят месторождения соли, золота и других драгоценных металлов.
Благодарные Рахмону китайцы не хотят остаться в долгу и ведут активную инвестиционную политику в Таджикистане. Они готовы вложить инвестиции в строительство 5 крупных гидроэлектростанций на территории Таджикистана, а также ряда промышленных объектов. Но стоит ли платить такую высокую цену за какие-то инвестиции?
Манучехр Гулов, автор из Таджикистана