Горячая таджикская резинка
23 мая 2008 13:55, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство
Самым доходным преступным бизнесом принято считать наркоторговлю, проституцию и торговлю оружием. Прибыль в этих случаях, при соответствующих благоприятных условиях, по оценкам экспертов, может составлять до 500%. Некоторые страны занимаются торговлей оружием официально, где-то легализована проституция и разрешены слабые наркотики. В Таджикистане законом запрещены все три элемента. Но закон, как известно не жёсткая линия, а резиновый материал, способный гнуться в обе стороны. Резиновое таджикское законодательство растягивается от административных штрафов за безбилетный проезд до тяжких уголовных правонарушений. Всё можно купить. Любой судебный вердикт или следственные выводы, при желании и наличии денег и связей, можно пересмотреть в какую угодно сторону. «Резинкой» активно пользуются «деловые» люди республики, находящиеся при государственных делах и тайком приторговывающие наркотиками в особо крупных размерах. Одним из таких резиновых дел мастером работает Рахмонкул Карим - начальник нефтебазы и автобазы города Пенджикент, депутат «Мажлиси Олии» Республики Таджикистан и, по совместительству, самый крупный наркобарон Пенджикентского района Согдийской области. Он большой человек. Он может натянуть резину аж до самых ушей президента. Он не опускается до челночной мелкоты, перевозящей дурь в своих желудках. Поставкой наркотиков для наркобарона непосредственно занимаются штатные военнослужащие любимой родины. В январе 2008 года при выезде из города Душанбе на посту ГАИ сотрудниками уголовного розыска были задержаны двое военнослужащих Вооружённых Сил Республики Таджикистан, следовавшие на автомашине марки «Нива», в направлении Пенджикентского района. В ходе досмотра автомашины было обнаружено наркотическое вещество «героин» общим весом около 140 кг. По данному факту военной прокуратурой Таджикистана возбуждено уголовное дело в отношении задержанных военнослужащих.
В процессе следственных мероприятий, на основании показаний задержанных, установлено, что наркотики должны были доставить непосредственно главному «наркобарону» Пенджикентского района Р.Кариму. Начальника автобазы пригласили для беседы, на которую он, естественно, не явился. Он в срочном порядке оставил все дела и выехал в Душанбе для улаживания неприятного инцидента. В столице, натянув как следует резину, Рахмонкулу удалось избавиться от назойливых следователей. Приказом сверху, несмотря на прямые показания задержанных военных, он умудрился отвести от себя все подозрения о причастности к незаконному обороту наркотиков.
Подсушить репутацию обошлось господину директору в копеечку. Не говоря уже о 140 кг чистого героина, при перепродаже которого он заработал бы на солидный загородный замок с бассейнами на пятом этаже и пожизненной охраной.
Самое главное - есть угроза потерять налаженный трафик, с помощью которого он мог бы восстановить потери в короткие сроки. Мириться с такими потерями солидный руководитель не может. Поэтому в настоящее время он тужится до покраснения, натягивая резинку как можно сильнее, чтобы освободить задержанных курьеров. Среди наркодельцов есть закон - не поможешь курьеру - он сдаст все известные ему звенья цепи. Если тот даже сядет - хозяин содержит его семью до освобождения и выплачивает только что «откинувшемуся» компенсацию за молчание...
Торговля наркотиками дело рискованное, чужим тут не доверишься. Директор нефтебазы, он же депутат высшего законодательного органа республики, он же пенджикентский наркобарон, переправлял наркотики в Самаркандском и Джизакском направлениях соседнего Узбекистана, при помощи своего старшего брата - Расула Рахмата, гражданина Таджикистана, жителя Пенджикентского района.
Представление о том, что наркотики через территорию Таджикистана везут обнищавшие таджики - гастербайтеры не в полной мере отражает действительность. Мелкота чаще всего попадается и пропадает в тюрьмах принимающих стран. Главными игроками на таджикской «наркобирже» являются крупные государственные мужи вроде Рахмонкула Карима, имеющие широкие связи и средства. Податливая система правосудия, созданная при режиме нынешнего президента Эмомали Рахмона, представляет собой идеальную среду для размножения наркозаразы.
В настоящий момент проблема наркотрафика угрожает перекрыть жизненно важный для таджиков источник доходов - трудовую миграцию. Страны СНГ все более настороженно относятся к таджикским гастарбайтерам. По оценкам Международной организации миграции, за счет трудовой миграции живет 800 тысяч таджиков, большая часть которых работает в России и Казахстане. Согласно одной из оценок, сумма поступающих от трудовых мигрантов переводов составила в 2007 году 800 млн. долларов, т.е. превысила в три с половиной раза государственный бюджет страны. Однако возможности трудовой миграции для таджиков сокращаются по мере нарастающего потока афганских наркотиков.
Ещё во время своего визита в Душанбе, Владимир Путин заявил, что именно наркотрафик является причиной гонений на нелегальных мигрантов из Таджикистана. «Россия очень страдает от этого наркотрафика. Это первое, что обращает особое внимание к трудовым мигрантам из Таджикистана», - сказал Путин.
Резиновое законодательство мешает прогрессу, ухудшает экономику, способствует развитию наркоторговли, коррупции, криминогенной составляющей. Косвенным образом, влияет на отношение к таджикам со стороны государств, где они вынуждены добывать кусок хлеба. В Хороге уже была проведена акция протеста со стороны населения, выступившего против беспредела чиновников, подобных Рахмонкулу. Это первая искра. Если не будет принято кардинальных решений, ситуация раскалится, и, под напором общественного недовольства, будет «натянуто» всё - от «резинового» законодательства до самого «резинового» короля.
Борис Нехудайло, автор из Таджикистана