Хлопковые хлопоты
22 августа 2008г. ? 32 (809), Деловая Неделя, Казахстан
Андрей Саидов, Ташкент
Торговые компании США и Европы призвали Каримова не использовать детский труд при сборе хлопка
Четыре крупнейших объединения импортеров и торговцев одеждой США и Великобритании публично выступили против использования детского труда при сборе хлопка в Узбекистане. По сообщению The Financial Times, официальное письмо от имени Национальной федерации предприятий розничной торговли (NRF), Ассоциации лидеров розничной торговли (RILA), Американской ассоциации одежды и обуви (AAFA) и Ассоциации импортеров текстиля и одежды (AITA) было передано 15 августа в посольство Узбекистана в Вашингтоне.
В своем обращении к президенту Исламу Каримову, компании потребовали «принять решительные и срочные меры по прекращению насильственного использования детского труда на хлопковых полях». В письме говорится, что продавцы одежды и обуви просили своих поставщиков более не закупать хлопок в Узбекистане. С аналогичной просьбой к правительству Узбекистана ранее обращались европейские розничные сети Tesco, Marks & Spencer, Target и Gap. В ноябре 2007 года крупнейшая финская компания Marimekko прекратила закупки текстиля, изготовленного эстонской компанией Kreenholm, полагая, что производитель тканей использует хлопковое волокно, собранное руками узбекских детей. Аналитики The Financial Times подчеркнули, что детский труд запрещен Конституцией Узбекистана, и власти этой страны утверждают, что дети добровольно помогают своим родителям собирать хлопок. В ответ на участившиеся демарши западных торговых компаний и выступления международных правозащитных организаций, Министерство труда и социальной защиты Узбекистана в мае 2008 года обвинило западные СМИ в «распространении лживой и сфабрикованной информации о массовом применении детского труда в сельском хозяйстве страны». В официальном заявлении Минтруда утверждалось, что кампания западной прессы является «частью бесчестной конкуренции с целью снизить стоимость узбекского хлопка - одного из самых конкурентоспособных на мировом рынке, и тем самым замедлить экономический рост в Узбекистане». Ранее государственные политологи в Ташкенте выступали с комментариями, трактующими внимание Запада к использованию детского труда на хлопковых плантациях Узбекистана как попытку «политического и экономического давления на суверенное государство».
Узбекистан сегодня является вторым в мире экспортером хлопка после США, ежегодно экспортируя более 800 тысяч тонн хлопкового волокна на сумму более чем в $930 млн., более трети которого поставляется в Европу. Однако, по мнению неправительственных экспертов, конкурентная способность узбекского хлопка во многом достигается искусственным занижением трудовых затрат. В стране с крайне высоким уровнем безработицы государственные закупочные цены и оплата за сбор хлопка настолько малы, что взрослое население предпочитает уезжать на заработки в Россию и соседний Казахстан. «Дети - это последнее, что осталось в арсенале властей Узбекистана, жаждущих ежегодно получать высокие доходы от экспорта хлопка», - утверждает оппозиционное агентство Uznews. В ходе исследования, проведенного Инициативной группой независимых правозащитников Узбекистана в хлопкоуборочную страду 2007 года, выяснилось, что в хлопкосеющих районах Ташкентской области, например, на уборку хлопка в массовом порядке были мобилизованы все ученики школ, начиная с пятого класса. Из районов, где хлопок не выращивается, на сбор этой культуры вывозились учащиеся старших классов средних школ, колледжей, лицеев. Рабочий день детей-сборщиков составлял 10-11 часов, при этом, в случае выполнения им дневной нормы, они получали оплату, эквивалентную $1,7. В мае 2008 года президент Ислам Каримов подписал Закон «О ратификации Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу. Согласно официальным комментариям в узбекской прессе, «Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу обязывает ее участников осуществлять национальную политику, направленную на упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков». Однако смогут ли власти Узбекистана отказаться от применения в хлопковой отрасли детского труда, обеспечивающего ее низкую себестоимость? С осени 2005 года, учредив ежегодную Международную хлопковую ярмарку в Ташкенте, правительство Узбекистана начало интенсивно переориентировать экспорт хлопка на рынки России, Китая и стран Юго-Восточной Азии, общественность которых не проявляет особого беспокойства о способах производства узбекского хлопка. По официальным данным, Россия в последние годы закупает до 40% хлопка, собранного в Узбекистане. В июле Россельхознадзор снял временные ограничения на импорт из растительной продукции из Узбекистана, ранее введенные из-за обнаружения опасного вредителя - капрового жука. Несмотря на засушливый год, урожай хлопка в большинстве регионов Узбекистана нынешней осенью ожидается неплохой, если удастся его собрать до наступления холодов. По сообщениям из Андижанской области, с 5 сентября к массовому сбору хлопка в обязательном порядке будут привлечены студенты всех высших учебных заведений, о чем их уже уведомили преподаватели. О привлечении к очередной «битве за урожай» узбекских школьников официально не сообщается. Как всегда.