Дефицит реальных возможностей
27.10.08, Александр Лебедев , специально для Gazeta.kz
В рамках проведения года Украины в Казахстане на прошлой неделе в Казахстанском Институте стратегических исследований прошла конференция "Перспективы партнерства Казахстана и Украины в новых геополитических и геоэкономических условиях".
И ряд прозвучавших на ней цифр, характеризующих двустороннее торгово-экономическое сотрудничество, дает пищу для серьезных размышлений.
За годы экономического роста торговля Казахстана и Украины увеличилась на порядок. Если на рубеже 1990-х и 2000-х годов ее объем находился в пределах 200 млн. долларов в год, то сейчас он исчисляется миллиардами. В прошлом году, например, 2,6 млрд. долларов. Тоже не слишком много, с учетом еще пока существующих связей, наработанных в советские времена. Меньше, чем, например, у России с Узбекистаном.
Но участники конференции подчеркивали, что в 2008 году отмечалась, несмотря на кризис, тенденция роста взаимной торговли: за первое полугодие она почти приблизилась в тому уровню, который был достигнут по итогам всего 2007. Вот это - очень обнадеживающая тенденция, особенно на фоне выступления Виктора Богатыря, когда-то первого посла Украины в Казахстане, а сейчас почетного консула Казахстана в своей стране:
- У нас на Украине очень высоко развито машиностроение. Такого уровня этой промышленности до сих пор нет ни в одной стране СНГ. И нас радует, что роль данной сферы в двустороннем товарообороте возрастает.
Для Казахстана этот факт с одной стороны, положительный. Он показывает, что в экономике страны идет процесс инвестирования в обновление основных фондов экономики. Но, с другой, он же обнажает и проблемные тенденции. И речь даже не о том, что украинское машиностроение - не германское. Конечно, закупать его намного проще, чем вообще не обновлять ресурсы промышленности и дальше, но от задач по обеспечению инновационного развития казахстанской экономики такой подход очень далек. Самую большую проблему, которую иллюстрирует структура и динамика казахстанско-украинской торговли, директор КИСИ Булат Султанов сформулировал так:
- Нас радует, что у Казахстана активное сальдо в торговле с Украиной. Экспорт товаров из Казахстана за январь-июнь этого года исчисляется в сумму 1,59 млрд. долларов. Импорт с Украины - 817 млн. долларов. Но нас огорчает, что со стороны Казахстана в структуре торговли доминируют нефть и нефтепродукты, их доля достигает 82%, а доля машин и оборудования - 0,7%. А в структуре импорта с Украины доминируют поставки продукции металлургической промышленности - 33%, машин и оборудования - 30%, пищевой - 16%.
Вновь продемонстрирован сырьевой характер и нашего экспорта, и всей экономики в целом. Печально, что продемонстрирован на примере торговых отношений не с высоко развитыми странами мира, а с другой республикой СНГ. Это откровенно плохо. Если представить, что снижение мировых цен на нефть будет долгим, то что ждет наш внутренний рынок?
Кроме нефти Казахстану предложить на рынки не только в дальнее зарубежье, но и ближайшим соседям, нечего. Рост взаимной торговли в этом году, скорее всего, связан с высокими ценами на нефть в первом полугодии. Нынешнее снижение цен сократит и взаимную торговлю, и, соответственно, поставки оборудования, труб (важная статья украинского экспорта к нам), и пищевой продукции. То есть, и в формате "Казахстан-Украина" воспроизведется ситуация, которая может стать общей для отношений Казахстана с большинством внешнеторговых партнеров.
Снижение цен на нефть может нанести окончательный удар и по самому большому проекту потенциального сотрудничества между двумя странами - поставке казахстанской нефти в Европу по украинскому нефтепроводу Одесса - Броды. Для Украины он важен как источник поставок энергоносителей, альтернативный российскому, и как возможность получать финансовую и политическую прибыль от транзита нефти из каспийского региона в Европу. Для Казахстана этот проект нельзя назвать жизненно важным, но, в принципе, "лишних" экспортных нефтепроводов не бывает. И политическая активность украинской стороны в отношениях с Казахстаном в последние годы в очень большой мере концентрировалась вокруг этого проекта. Но вероятное длительное снижение цен на нефть снимает на обозримую перспективу актуальность и этого проекта. Для того чтобы казахстанская нефть дошла до Одессы, ее нужно несколько раз прокачать по другим трубопроводам и провезти на танкерах.
В условиях высоких цен на нефть это могло бы быть рентабельным, но теперь - нет.
Таким образом, мы видим, как вовлеченность постсоветских стран в глобальную экономику постепенно "стирает" те связи между ними, что существовали исторически. Происходит, увы, ко всеобщему ущербу, но никто не может воздействовать на данный процесс.