Торжественная встреча или психоз
27.10.2008, Хроника Туркменистана
Мерет Бабаев
Перед приездом президента на открытие этрапа Рухубелент министры матерились, а детям, привезенным для участия в торжествах, не разрешали справлять естественную нужду, ближе полутора километров от места события.
Культ новой личности в Туркменистане - по мнению экспертов - не заставил себя долго ждать. Два последних события - открытие обновленного этрапа Эсенгулы в Балканском велаяте и нового этрапа Рухубелент в Дашогузском - яркое тому подтверждение. Очевидцы мероприятий, в Дашогузском велаяте рассказывают, как это было.
- «Если б вы видели, что тут творилось накануне и в день приезда президента, - восклицает участница события в Рухубеленте. - Согнали, свезли всех, кого можно, и все, что только можно. Вереницы машин, автобусов колоннами двигались в сторону открываемых новостроек, расположенных за десятки километров от велаятского центра».
Сопровождаемые автомашинами ГАИ, ехали вереницы автобусов со школьниками. Именно дети являлись главными действующими лицами во встрече президента в том и другом регионах страны.
Вот как описывают учителя одной из школ Дашогуза то, что происходило за день до приезда Бердымухамедова в поселок Рухубелент.
- «Недоделок было немало, их доделывали в последний день. Укладывался асфальт на дорогах, сажались деревья, мылись окна в зданиях, вешались портреты президента, лозунги, ленты, расстилались рулоны ткани с заранее проращенными ростками пшеницы, дабы имитировать зеленые газоны... Как ужасно вели себя приехавшие из столицы министры: орали на своих подчиненных - велаятских руководителей, унижали, оскорбляли, обвиняли их в лени, бездействии... Мат стоял вокруг такой, что уши вяли. А рядом дети, привезенные для последних репетиций... Ковров одних свезли, не то что десятки - сотни и сотни! Каждый руководитель предприятия или учреждения, в зависимости от размера этого предприятия и численности штата работающих, обязан был найти и привезти по 5, 10, 20 туркменских ковров размером не меньше, чем 2х3 кв. метра. Они брошены были к ногам того единственного, ради которого все это и затевалось. Ковры были расстелены на земле перед каждым объектом - торговым центром, крытым рынком, школой, детсадом, хякимликом, домом связи и т.д. - которые должен был торжественно открыть президент».
Торговый центр поразил воображение каждого, кто сюда входил, изобилием товаров и продуктов. Но ничего из этого не подлежало продаже, все было свезено сюда лишь для показа. Как сказали ответственные за наполнение прилавков, после отъезда президента все продукты надлежало отправить назад, в Дашогуз.
При этом сотни людей кто сутки, а кто и дольше вынуждены были питаться тем, что привезли с собой, пить ту воду, что захватили из города. Никто не удосужился организовать питание для большого количества народу, свезенного сюда на 2-3 суток из городов и сел Дашогузского велаята, в том числе и для детей.
Последнюю ночь перед приездом президента сотни людей остались ночевать в поселке. Спали, где придется и на чем придется. Автобусы и автомобили были использованы для ночлега.
Особый разговор об отправлении естественных нужд. Понятное дело, что общественных туалетов в поселке не предусмотрели, но и в новые дома, куда вроде бы провели водопровод и канализацию, конечно, никого не пускали. Так что людям, в том числе и детям, приходилось уходить далеко за поселок, за полтора-два километра, чтобы справить малую и большую нужду. Ближе - не разрешалось, чтобы запахи не нарушили идиллию праздника.
Так встречали президента в поселке Рухубелент.
... Убраны ковры, опустели прилавки торгового центра, отправлены назад игрушки из детского сада, сняты красивые занавеси с окон общественных зданий... Президент улетел. Задернут занавес. Спектакль окончен. Начинается обыденная жизнь в новом этрапе.