CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Е.Авдеева: Да удет свет! Почему и благодаря кому в Киргизии нет электричества

3 ноября 2008

Е.Авдеева: Да удет свет! Почему и благодаря кому в Киргизии нет электричества

00:32 03.11.2008, ЦентрАзия

"ДА БУДЕТ СВЕТ!" - СКАЗАЛ ГОСПОДЬ. "А ВОТ И НЕТ!" - СКАЗАЛ САПАР (Субъективные заметки с последнего заседания правительства, где решались важные государственные вопросы)

Пожалуй, я так напишу: во время заседания правительства министр энергетики Балкибеков потел всем лицом. Его трамбовал Молдомуса Конгантиев, а потом в гардеробе прижал Ахматбек Келдибеков. Правда, не врезал: как всегда Балкибеков выкрутился. Так что врежу я. И ничего личного, только работа! Хотя: человек, лишенный своей, персональной точки зрения, перестает быть личностью. Итак: когда кабинет обсуждал проблемы в энергетики, во-первых, в БД был свет, во-вторых:

":Западный зал на первом этаже "Белого дома" впервые распахнул свои двери после капитального ремонта. Что и говорить, помещение, прежде напоминавшее бесхитростный актовый зал, наконец-таки стал похож на место, где обсуждают важные государственные дела": Это мне процитировали из "КП в КР". Везет же некоторым пищущим! (точнее, пытающимся) "Помещение: стал похож" - это, кажется, главное, что они вынесли с заседания. А! Еще - "важные государственные дела"! То есть это надо так понимать: до этого наши мудрые чиновники мудро решали важные государственные вопросы в "бесхитростном", а теперь - в хитром и достойном месте, - как раз их достойном и похожем на место, где и решаются важные государственные дела?.. Зря я не читаю некоторые газеты! Столько чудненького пропускаю. Оказывается, когда "КП в КР" вещает, - классика, типа "как, друзья, вы не садитесь:" - отдыхает. Тут даже не то, что "как не садитесь", тут - где не садитесь! Хоть в актовом не садитесь, хоть в месте, похожем на место: Не один министр Балкибеков потеет всем лицом. Некоторые пищущие тоже потеют.. э-э.. пиша..

Но не будем философствовать, умников и без нас полным-полно.: А между тем, попросту говоря, напряжение нарастало. Чем ближе был выход на трибуну министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов, тем громче стояла тишина. И вот он вышел. (Показалось, все встали. Но показалось). И стал привычно сыпать цифрами. То есть, как бы результатами как бы работы отрасли (точнее, ее остатков!) - за 9 месяцев. Каждая нормальная баба за этот срок выдает, так сказать, готовый продукт. А вот Балкибеков - продукт какой-то: неготовый. Недоделанный. Ну что это? Выработали 8,9 миллиарда киловатт-часов электроэнергии - это 83 процента от объема выработки за 9 месяцев прошлого года. Потери сократили на 3,3 процента, доведя их (общие) до 32,3 процента.

Субъективно: как же так, выработку снизили аж на 17 процентов, а потери только на 3,3? Непорядок. Таких потерь нам мало! Потейте дальше! Впрочем, Балкибеков сразу заявил: до планового задания все равно потери не сумеем снизить. До 30 процентов не получится:. Это вообще никуда не годится. Есть, оказывается, план. Есть даже задание. Но нет выполнения. Как отчитываться?.. Может, социалистическое соревнование попробовать? Типа, кто меньше потребит - тот больше сократит? Еще выработку можно попробовать сократить. Тогда и потери снизятся - сами собой:

Нет? - Нет! - сказал Балкибеков. Распредкомпании (не министерство, подчеркнул министр, - именно распредкомпании!) не смогут снизить потери до 30 процентов - и все! То есть, по балкибековски - сколько ни вырабатывай, а все равно больше трети от вырабатываемой электроэнергии теряется. Почему? Это глупый вопрос. И никто из собравшихся в достойном месте, конечно, не задал. Все достойно промолчали - занятые важными государственными делами. Вопрос субъективный. Ответ логичный. Все потери, которые теряются в энергетической системе за счет коррупционных доходов, как руководителей, так и мелких исполнителей, давно просчитаны. Снижать - значит, кого-то в системе процента лишать. Но кого? Руководителей не тронешь, за исполнителями - не уследишь: Мда. Задача... тут действительно вспотеешь!

С этой арифметикой получалось у министра не очень. Зато дальше Сапарбек Балкибеков продемонстрировал свое умение читать газеты (и смотреть телевизор). И свою въевшуюся привычку их (газеты) опровергать. Все написанное в газетах напрочь отрицать, - несмотря на увиденное в жизни: "Несмотря на то, - заявил он, - что СМИ продолжают муссировать слухи, будто воду слили из Токтогульского водохранилища в погоне за большим экспортом, на самом деле это все вранье. Вот цифры." И снова пошла арифметика по-балкибековски. Экспорт электроэнергии (и, соответственно, воды) в 2004 году составил 3,2 миллиарда кВт.ч., в 2005-м - 2,5, в 2006-м - 2,4, а в 2007-м - 2,3 миллиарда киловатт-часов, так вот в нынешнем - всего 539 и только миллионов киловатт-часов. Никто, таким образом, воду не сливал, она сама:

Не дав членам правительства вспомнить, что вообще-то завышенный экспорт как причину энергетического кризиса назвал премьер-министр, то есть это не слухи и они не муссируются, Сапарбек Балкибеков начал утешать. В модном нынче духе: мол, то, что происходит, то происходит во всем мире, а не только в отдельно взятой стране. Называется это мировая тенденция, а раз она такая - то никто не виноват и какой спрос с наших энергетиков? Вот, например, в Таджикистане, - заявил министр энергетики, - отключения электроэнергии производятся официально на 3 часа утром и на 3 часа вечером. В Узбекистане:э-э-э-.. неофициально, но тоже.. - быстро и неразборчиво проговорил министр, не уточнив, в какое время и на сколько часов. А в Казахстане введены ограничения для промышленных предприятий.

Вопрос: как же тогда Казахстан обещал нам экспортировать 250 миллионов киловатт-часов, если ему самому не хватает? Ответ не заставил себя ждать: "По импорту 250 кВт.ч. из Казахстана, правовые вопросы еще до конца не решены". Ну, это не ново: у Балкибекова никогда никакие вопросы не бывают решены вовремя. Но тут хоть признался, не кинулся отрицать - "несмотря на то, что.."

Зато он опять взялся за свои любимые цифры. Нам надо высвободить 666 мегаватт, чтобы пройти зиму и сохранить к 1 апреля 2009 года в Токтогулке 6,150 миллиарда кубических метров воды: Интересно. В прошлом году на это время в Токтогульском водохранилище было 13,6 миллиарда кубометров, после осени-зимы, осталось 6,6 миллиарда. Нынче в стране объявлен режим экономии. Но что происходит? Нам отрезают трехфазки (никак не отрежут все!), нам устраивают веерные отключения, но сэкономили всего 300 миллионов кубометров: Послушайте только: 300 миллионов - за счет бесконечного издевательства над населением! А надо сэкономить не 300 миллионов, а 4 миллиарда и 300 миллионов!!!

Четыре миллиарда! Хреновая эта арифметика! - и "несмотря на то, что" совсем проста: было 13,6 миллиарда, и то мы еле-еле прошли прошлую зиму. Сейчас всего 9,5 миллиарда куб.м. Если израсходовать 7 миллиардов, как в прошлом году, то "мертвый горизонт" наступит в начале февраля будущего года. Токтогулку придется останавливать: Что? Ну, да, Балкибеков все это отрицает и опровергает. Но кто ему нынче верит? Это мы уже проходили: отрицает, опровергает, а потом, когда все это на самом деле наступает, заявляет, что виновата погода, природа, мировой кризис, акаевское время, а также происки подлых СМИ, которые все это накаркали. И когда уже опровергать невозможно, тогда он катастрофу норовит приравнять к пустяку... Подождите, ближе к январю, когда все отрицаемое станет уже очевидным, этот деятель скажет: остановка Токтокульской ГЭС - это еще не конец света!

Достойные государственные люди по-прежнему достойно молчали. Никто ничего не возразил. И тогда Сапарбек Балкибеков вбил свой последний гвоздь. Он предупредил членов правительства: мы пойдем своим путем! В смысле, президент - своим, а мы (то есть, он, Балкибеков) - своим. Президент пообещал, что с началом отопительного сезона прекратятся веерные отключения, а министр Балкибеков говорит: нет, не прекратятся. Станут тотальными. Только название изменится. Раз не нравится веерные, будут другие. По районам, например. Суть такова. Если какой-то район превысит лимит, будет отключаться с питающих центров. То есть весь район тотально и без разбора. Со всеми там детскими садами, всякими больницами - с их реанимациями, операционными и травмопунктами. Отключат - и ничего не будет. В смысле, энергетикам ничего не будет, если с кем-то что-то произойдет.

И тут не выдержал председатель Государственного комитета по налогам и сборам Ахматбек Келдибеков. Он встал - и повел себя: ну не так достойно и по государственному важно, как другие:

- Мне не совсем понятно: президент говорит, что отключения прекратятся, а вы, Сапарбек Эсенович, говорите, что отключения начнутся. Теперь с питающих центров.

- Нет, - вспотел опять всем лицом министр Балкибеков, - я не говорил, что они обязательно будут! Если только превысят лимит:

(- Сапарбек Эсенович, - мягко, но с каким-то подтекстом заметил премьер-министр Игорь Чудинов, - вы это журналистам потом объясните! пресс-конференцию дадите:)

А Келдибеков не успокаивался:

- Сапарбек Эсенович, задолженность энергокомпаний по налогам возросла уже до 2,4 миллиарда сомов. Мы разработали схемы погашения долгов, но никто из энергетиков не чешется. С 1 января вступит в действие новый Налоговый кодекс, и мы уже не будем никого просить - будем арестовывать счета энергокомпаний!

- Министерство за хозяйственную деятельность энергокомпаний не отвечает! - привычно парировал Балкибеков.

- Налоги платить надо! - опять вынужден был вмешаться премьер-министр (и то: еще никому не удавалось справиться с Балкибековым без помощи вышестоящих!) - Нравится - не нравится, а платить надо!... Тем более, электроэнергия - теперь товар. Не надо думать, что кто-то не понесет ответственности за долги перед бюджетом! Соберитесь в рабочем порядке - Минфин, руководители энергокомпаний, комитет по налогам - и решите вопрос.

Может, Балкибеков отбился бы и от двоих. Но тут (хоть и запоздало) оживился (проснулся) глава Соцфонда Марат Султанов:

- Что значит - отключать по районам!? Представьте графики: при каком перерасходе, на сколько часов будете отключать и когда? Мы же должны иметь возможность хоть как-то планировать свою работу! От веерных отключений у нас компьютеры горят. А мы даже не можем их списать, потому что только 10 процентов можно списывать!

Ох, елки зеленые! Вот в чем беда-то, оказывается! У всех горят - не беда. А тут.. Уважаемые министры и господа руководители! На нас надвигается Большая Тьма! А вы про то, как компьютеры списывать! А покупать новые у вас, значит, есть на что? А у кого не на что - тогда как? А в Институте кардиологии супер-компьютер погорел - это как? Более миллиона долларов списали. А сколько теперь спишут больных людей, которых он мог спасти:

И вдруг: Это было неожиданно - и как-то даже вызывающе: важно и достойно поднял себя с места: министр внутренних дел. Да-да! Молдомуса Конгантиев.

- Мне не очень понятна формулировка в проекте постановления. Что значит "органы МВД должны содействовать энергокомпаниям"?.. В чем содействовать? В хищениях?.. В отдаленных районах каждый знает, что у начальника РЭСа надо отмечаться, - если свадьба или что еще, чтобы свет не выключили:

Министр Балкибеков как бы замерз за трибуной, вытянувшись в струну. Казалось, для него наступило время "Ч", и отступать ему некуда. Если он достал милицию, то милиция достанет его. Балкибек начал судорожно хватать ртом воздух.

- Что значит, "отмечаться"?! - сурово вмешался премьер-министр. - Вы же ответственные люди! Вы - руководители министерств: Фамилии, адреса, заявления, где!? (Пароли, шифры, явки! - Авт.): Так нельзя! - наседал он на Конгантиева. - Если есть факты, значит, должны быть фамилии!.

Балкибеков на трибуне расслабился, радостно закивал головой. Спасен! Опять и снова спасен. Премьер хоть суров (чуть что: будем спрашивать лично!) но справедлив: за чужие "шапки" Балкибеков не отвечает, так с него и не спрашивайте!

Дальше на заседании было уже не так интересно. Дальше утверждали приватизацию энергосектора. Тут даже споров не предвиделось. Президент велел все сделать быстро. (Пока его нет в стране!) "Ускорить" - сказал в своем послании. Потом еще позвонил (его же нет в стране!), дал дополнительные распоряжения, относительно выполнения распоряжений своего послания: И неважно, что президента нет в стране. Достойные люди обсуждают важные государственные дела и без него... Ой, то есть, не так! Я хотела сказать, что это, конечно, важно, что президенту нет в стране, потому что ему лечиться надо, но важно и ускорить приватизацию - пока он лечится. Важно, чтобы как раз без него была обсуждена приватизация и принята. Важно, чтобы, если что, "а он не знал!"

Конгантиев сел. Про фамилии он, видимо, не подумал и выдавать их был не готов.

На трибуну "помещения: который стал похож" поднялся глава Госкомимущества Турсун Турдумамбетов. Доложил быстро, ускоренно. Приватизировать будем по инвестиционному конкурсу. Его будем проводить на госдолю в 80 процентов акций каждого из объектов - ОАО "Северэлектро", "Бишкектеплосеть" и ТЭЦ Бишкека. Однако объекты уйдут покупателю одним пакетом. Будущий инвестор должен будет заплатить в целом около 450 миллионов долларов. Затем в течение пяти лет вложить в объекты еще 366 миллионов долларов. И, кроме того, погасить долги этих хозяйствующих субъектов. На сумму 2,5 миллиарда сомов: Итого получается, приватизация обойдется приватизатору в сумму около одного миллиарда долларов

Так вот. Все сделали как надо. Как им велели и посылали.

Члены правительства осмысливали услышанное. То ли все сразу поняли, то как раз ничего не поняли - не суть важно. Главное, что вопросов ненужных не задавали. Такие, например, какие я бы задала - на свой субъективный характер. Кто оценивал стоимость каждого объекта? На каких условиях будет проходить инвестиционный конкурс? Почему объекты собираются продавать одним пакетом?... О! Вот с этим, последним вопросом, опять вмешался Ахматбек Келдибеков. Этот нехороший вопрос громко задал:

- А почему все объекты в одном пакете? У вас что, уже клиент есть?

- Нет! - поспешно выкрикнул председатель Турдумамбетов.

- Тогда зачем сами себе руки связываете? - наседал нехороший налоговик.

- Рабочая группа работала: - Турдумамбетов явно не знал, что сказать, так что мямлил невразумительное. - Надо объявлять тендер. Если не будет покупателей, тогда - по отдельности:

В общем, этот диалог можно не комментировать: Говорю же - дальше неинтересно. Потому что и так все ясно: Могу пояснить - от себя, субъективно. Оценочную стоимость взяли явно с потолка. Вряд ли изношенное на две трети "железо" столько стоит на самом деле. Но не считали, накинули побольше, чтоб она выглядела посолидней - все-таки стратегические объкты и национальное достояние. Покупателя, видимо, на самом деле нет - нормального. То есть легального. Зато есть подпольный. И провести в приватизаторы именно его, а ни кого-то другого, неожиданного и со стороны ничего не стоит... Ой, то есть как раз это будет ему хорошо стоить. Но "шапкой", тоже полпольно. Ибо конкурс (он же - тендер) инвестиционный опять же будет подпольный, то есть закрытый, а когда все закрыто, поди разберись, кто сколько предлагал -живых инвестиций, шапочных денег и пожизненных процентов.. Это все будут взвешивать на конкурсной основе. Если мало будет на шапки и проценты, инвестора незадачливого отметут. Нам скажут - никто не предлагал, сколько надо. А значит, надо стоимость снижать.. Снизят опять же закрыто и неизвестно до каких сумм, но так, чтоб все досталось инвестору задачливому. Или - вообще "отечественному". Хотя отечественные, как мы знаем, предпочитают вообще ничего не платить - так взять... Ну, с этим проблем, если что, не бужет...

Короче, что я все это описываю? Не маленькие! Механизм давно отработал и опробован. Механизм махинации. Потому министры и вопросов не задавали. Келдибеков вскакивал, видимо, по депутатской еще привычке, не отвык еще принципиальным себя показывать... Но в целом... А вы, друзья, как не садитесь: И где вы только не садитесь.. Ничего не меняется. От перемены мест слогаемых, важные государственные не изменятся. Даже в отремонтированном Западном зале. Даже на манер российской дислокации министров по отношению к премьер-министру: он - во главе длинного стола, а министры - по бокам этого стола. Да, "помещение ...стал похож". Пока только компьютеров с жидкокристаллическими экранами не хватает. Хотелось порадоваться за министров - что они теперь решают важные государственные дела, рассевшись, как положено, - да все наши радости еще впереди. Вот наступит тьма, и компьютеры не понадобятся. Ни новые, ни списанные Соцфондом. Зажжем свечи. Будем решать "важные государственные вопросы", так сказать, в интимной обстановке.

И будет министрам хорошо. Потому что, хорошо сидит тот, кто сидит последним. Султанов успокоится. И Чудинов удовлетворится. Конгантиев не будет "отмечаться". И Келдибеков не будет ершиться: А Балкибеков, думаю, на повышение пойдет. Вот только - куда!? Аж на самом седьмом этаже нет ему равных, ибо нет ему возражений. Остался лишь Всевышний. Говорят, это он создал белый свет - Всевышний. А Балкибеков свет погасил. Посмотрим теперь, кто кого?

Елена АВДЕЕВА

PS/ Да! Так вот к вопросу о важных государственных делах! Приватизацию решили в шесть секунд - без проблем (вопросы Келдибекова таковыми не считаются!) А вот с энергетическим сектором в целом - так сказать, с дальнейшим его фукционированием, как мы поняли, так ничего и не решили. То есть, решили, что тут уже ничего не решить, и пусть уж все идет как идет и все решает и дальше Балкибеков. Принципиальность изобразили - и то ладно. Немножко повозмушались (насчет компов) - и хорошо. Правда, неуемный Ахматбек Келдибеков сразу после заседания цапнул Балкибекова за рукав и поволок его в гардероб. Там к вешалке прижал и что-то ему, так сказать, тет-а-тет вдалбливал. Точнее, похоже, выколачивал. Долги. По налогам...

Сценка была яркой. Но не кровавой. Балкибеков еще немного попотел - и его вызволили. Так всегда у нас: из цепких рук налоговика вырваться можно, это всем известно. И известно как... Кому неизвестно - у Конгантиева спросите! Хотя.... Келдибекову тоже можно у него же поспрашивать, как долги выколачиваются. Говорят, менты тоже умеют. И обходится дешевле, чем ОПГ (организованные преступные группировки) нанимать. Не зря же члены этих ОПГ у нас в налоговиков переделываются.

Елена АВДЕЕВА, 31-10-2008

Источник - Белый парус Постоянный адрес статьи -

centrasia.ru

Предыдущая статьяИ.Шамир: Принцип политического самоопределения есть мощное оружие идеологической войны, использованное Западом для подчинения Востока
Следующая статьяВлияние мирового финансового кризиса на таджикскую экномику