Ситуация с правами человека в Таджикистане зависит от независимости омбудсмена
28 мая 2009, 11:11, CA-NEWS
CA-NEWS (TJ) - В Таджикистане, который раскритикован международным сообществом по вопросу соблюдения прав человека, надеются, что с началом работы института омбудсмена в стране улучшится нынешняя ситуация в этой сфере. Однако при условии, что омбудсмен будет независимым от исполнительной власти. Назарали Пирназаров, CA-News, Душанбе
Предложенная президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном кандидатура Зарифа Ализода на должность уполномоченного по правам человека единогласно одобрена депутатами Маджлиси намояндагон (нижней палаты) республики на очередном заседании сессии в минувшую среду.
В этот же день Рахмон подписал указ о назначении Ализода омбудсменом, освободив его своим другим указом от должности госсоветника президента по правовой политике и полномочного представителя главы государства в национальном парламенте. Эти посты Ализода занимал в течение последних двух с половиной лет.
Назначение Ализода, уже принявшего присягу перед депутатами, стало для многих неожиданным. За последний год в обществе назывались разные кандидатуры на пост омбудсмена, среди которых наиболее вероятным был ныне действующий генеральный прокурор Бободжон Бобохонов.
Эксперты считают Ализода наиболее лучшим кандидатом на пост омбудсмена, который может внести вклад в улучшении ситуации по правам человека в Таджикистане. Однако, по их мнению, уполномоченный по правам человека не будет независимым.
Согласно действующему законодательству эту должность может занимать лицо в возрасте старше 35 лет, имеющее высшее юридическое образование. При этом одно и то же лицо может назначаться уполномоченным по правам человека не более двух пятилетних сроков подряд.
Главный коммунист республики Шоди Шабдолов считает кандидатуру Ализода «достойной», отметив, что он показал себя хорошим правозащитником.
Такого же мнения об Ализода придерживается известный в стране юрист, председатель Социал-демократической партии Таджикистана Рахматулло Зойиров. Однако, по его словам, «среди независимых юристов также есть хорошие кандидаты».
47-летний Ализода в течение последних 20 лет работал на разных должностях в Таджикистане, в том числе, в 2003-2006 годах был председателем Конституционного суда республики.
Координатор программ правовой поддержки предпринимателей Таджикского юридического консорциума Шамс Гулмамадов считает, что процесс назначения омбудсмена «по неизвестным причинам» затянулся, так как закон «Об уполномоченном по правам человека в Республике Таджикистан» был принят год назад.
«Институт очень нужен и важен, - сказал он в интервью CA-News. - Он наделен широкими полномочиями и даст возможность развивать действующую систему». Гумамадов выразил надежду, что с назначением Ализода «будут позитивные продвижения» в области соблюдения прав человека и улучшится ситуация в целом.
В соответствии с законом все государственные служащие независимо от ранга обязаны принять омбудсмена по первому его требованию. В то же время, по мнению Гулмамадова, омбудсмен «не будет являться независимым», так как назначается исполнительной властью с согласия парламента.
По его словам, ситуация с соблюдением прав человека в Таджикистане находится не на должном уровне. «Права человека в должной мере не соблюдаются», - добавил он.
Международное сообщество раскритиковало правительство Таджикистана в вопросе соблюдения прав человека в прошлом году.
Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Госдепартамента США в своем Докладе по правам человека за 2008 год отнесло Таджикистан к «авторитарным» государствам, в котором «доминирует президент Эмомали Рахмон и его сторонники» ( По мнению авторов доклада, «правительство препятствует развитию политического плюрализма», а соблюдение прав человека «остается на низком уровне». В докладе отмечается о случаях ограничения прав граждан на смену своего правительства, свободы слова, права на собрания, свободы совести и вероисповедания, применения пыток и насилия над задержанными, отказа в праве на справедливый суд, насилия и дискриминации в отношении женщин, торговли людьми и детского труда.
Практически такие же выводы опубликованы в докладе международной правозащитной организации Human Right Watch (HRW). При этом правозащитники HRW позитивно оценивают предпринятые в прошлом году правительством шаги по расширению полномочий Конституционного суда и принятию закон об уполномоченном по правам человека.
На введении института омбудсмена в рамках реформирования правовой системы Таджикистана настаивали Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Евросоюз. ОБСЕ заявляла о своей готовности оказать «самое максимальное содействие в организации обучения и обмена опытом» подобного института.
Вопрос о создании Института уполномоченного по правам человека в Таджикистане впервые был затронут в начале 2000 года. Однако до 2007 года власти республики считали, что Таджикистан не готов для создания национального института по правам человека.
Главными противниками создания такого института выступали представители правоохранительных органов, прокуратуры и судей Таджикистана, аргументируя это тем, что основные функции омбудсмена - принятие жалоб и их рассмотрение, выполняют именно эти органы, и в этом случае эта работа будет дублироваться.
По словам Зойирова, законодательство об уполномоченном по правам человека в Таджикистане имеет ряд недостатков, так как, при его принятии парламентом республики, который представлен в основном членами правящей партии, не принял во внимание мнение правозащитников.