CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Урановый хвост

28 мая 2009

Урановый хвост

? 10 (102) Май 2009, Интернет-журнал "Оазис"

Валентина Касымбекова (Душанбе)

Энергетический кризис в Таджикистане поставил вопросы поиска дополнительных источников энергии, помимо гидроэлектростанций и заставил вспомнить о том, что в былые годы страна являлась первым поставщиком уранового сырья в Советском Союзе. На сырьевой базе урановых рудников Ферганской долины еще в 1946 году в Табошаре началась эксплуатация комбината ? 6 (ныне государственное предприятие (ГП) «Востокредмет»), который был первым предприятием в СССР, производившим добычу и переработку урановых руд.

Комбинат являлся полигоном, где отрабатывались способы добычи урана из различных типов месторождений, новые технологии переработки руд, которые впоследствии успешно использовались другими предприятиями. Руда доставлялась в Таджикистан в огромных количествах из соседних Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана, а также из Европы: Германии, Венгрии и Чехословакии.

За 50 лет добычи и переработки урана в Таджикистане накопились десятки миллионов тонн отходов. В настоящее время в Согдийской области, вблизи шести населенных пунктов находятся 10 хвостохранилищ, то есть отвалов переработанной урановой руды. Еще одно хвостохранилище расположено в Файзабадском районе, на юге страны. Крупномасштабные работы по реабилитации могильников не проводились уже, как минимум, 20 лет, и кое-где под воздействием селевых потоков, воды и ветра радиоактивные отходы оказались на поверхности почвы. Есть, к сожалению, и два открытых - в Дигмае и Табошаре.

После развала СССР ГП «Востокредмет» некоторое время простаивало, а затем было перепрофилировано на аффинажное производство шлихового золота. В конце 2008 года на ГП «Востокредмете» были проведены опытные работы по доизвлечению урана из отходов, давшие положительный результат.

Первые сообщения об этом вызвали беспокойство международных организаций. Эксперт-эколог Бюро ОБСЕ в Душанбе Саулюс Смалис публично заявил, что полученный из отходов уран имеет низкое качество, а само его доизвлечение экономически невыгодно.

Он предпринял поездку в город Табошар, встретился с его руководством, посетил ГП «Востокредмет», а в Худжанде провёл встречу сотрудников областного управления охраны окружающей среды и молодежного экологического «Орхус-Центра». Ещё ранее интерес к Табошару проявили представители МАГАТЭ, ОБСЕ, ООН, Калифорнийский университета и Национальная лаборатория Ливермора (США). Бюро ОБСЕ в Таджикистане профинансировало проект по изучению запасов, но до практических мер по захоронению хвостохранилищ дело пока не дошло.

Экологи страны также бьют тревогу по поводу опасности хвостохранилищ. Состояние же республиканского пункта захоронения радиоактивных отходов в Файзабадском районе (РПЗРО) они считают неудовлетворительным. Но специалисты придерживаются другого мнения, и считают, что состояние хвостохранилищ не столь опасно, а их переработка может принести двойную пользу.

Григорий Кривопузков, начальник Файзабадского РПЗРО, утверждает, что они не представляют никакой опасности, и готов продемонстрировать это с помощью документов и приборов каждому желающему. То же подтверждает заместитель директора Физико-технического института Академии наук страны Курбон Кабутов.

«С дозиметром в руках я лично обошел весь полигон, и не обнаружил нигде повышенного фона радиации. Также были исследованы плоды абрикоса, выращенные прямо на территории охраняемой зоны и никаких следов вредных загрязнений или мутаций обнаружено не было», - говорит он.

Заместитель директора Агентства по ядерной и радиационной безопасности Джабор Саломов рассказывает, что «Технология в 50-ые годы прошлого века была несовершенна, и приходилось перерабатывать огромные массы руд, чтобы получить ядерное топливо. Достаточно сказать, что из тонны руды извлекался примерно один килограмм уранового концентрата, остальное шло в отходы. Урана в хвостохранилищах немного, но все же их переработка с получением урана возможна. Специалисты Агентства подсчитали, что это могло бы обезопасить хвостохранилища и дать доход стране. Я сторонник того, чтобы это произошло».

Саломов следит за конъюнктурой мирового рынка урана и считает, что в ситуации повышенного спроса на уран и резкого роста его цены, переработка хвостохранилищ была экономически оправдана, и можно было бы наладить его переработку совместно с иностранцами.

«Однако в момент наступившего мирового кризиса, когда наблюдается падение цен на уран, она может стать и убыточной», - отмечает он.

Саломов рассказывает, что в начале апреля им проводились контрольные замеры на территории ГП «Востокредмет», и фон, как и прежде, оказался в норме.

«Ничего опасного в Табошаре нет. Даже в водах, вытекающих из штольни, содержание урана не превышает допустимые нормы. Её без опасений можно использовать для технических нужд», - сообщает он.

По проекту МАГАТЭ в Табошаре создана отлично оснащенная лаборатория, и специалисты «Востокредмета», Агентства по радиационному контролю регулярно проводят исследования воздуха, почвы, воды и донных отложений. Регулярно проводятся замеры радиационного фона.

«Значительных отклонений от международных норм не обнаружено, - подводит итог Саломов. - Только на открытых хвостохранилищах Дигмая и Табошара заметно усиление радиоактивности по мере приближения к ним. Но вокруг них расположена санитарная зона, куда вход людям категорически воспрещен. Конечно, были случаи, что люди туда ходили ради добычи цветных металлов и даже брали песок для строительства жилья. Сейчас эти действия пресечены, ведется разъяснительная работа с населением».

В противовес таджикским специалистам Саулюс Смалис утверждает, что хранилища радиоактивных отходов представляют собой самую серьёзную экологическую опасность не только для Таджикистана, но и Узбекистана, и Казахстана, куда их доносят воды реки Сыр-Дарьи. Ученые Таджикского медицинского госуниверситета также считают, что хвостохранилища оказывали и продолжают оказывать вредное влияния на здоровье населения. К такому выводу они пришли, проанализировав показатели состояния здоровья населения Согдийской области по сравнению с другими регионами республики.

«В области отмечены низкие показатели рождаемости и высокие показатели смертности населения. Очень высокие показатели младенческой смертности, общей заболеваемости, в том числе заболеванием крови, органов дыхания, пищеварения. Наблюдаются также осложнения беременности у женщин и врожденные аномалии у новорожденных, - говорит профессор, доктор медицинских наук Камиль Дабуров.

«Здоровье населения, проживающего в непосредственной близости к районам расположения хвостохранилищ, - Худжанде, Табошаре и Чкаловске, - значительно хуже, чем в среднем по Согдийской области. Можно предположить, что это результат включения радиационного и токсического фактора воздействия на население радионуклидов и тяжелых металлов, содержащихся в хвостохранилищах», - считает он.

Однако Дабуров и другие эксперты дают оговорку на погрешность статистических данных по заболеваемости. «В Таджикистане давно не действует система полной диспансеризации населения, и заболеваемость регистрируется только по обращаемости. Между тем, подавляющая часть сельского населения не обращается к врачам из-за недостатка средств или отсутствия поликлиник и больниц. Имеющиеся статданные не отражают точную картину заболеваемости. И более низкие показатели других областей - вовсе не свидетельство хорошего здоровья населения», - поясняют они.

Между тем, специалисты ГП «Востокредмет» утверждают, что хорошо изучили механизмы негативного воздействия урана на окружающую среду и человека и разработали комплекс мер, помогающих свести их к минимальным значениям. Они и ранее выражали уверенность, что на их предприятии появится новый вид деятельности - рекультивация загрязненных территорий.

«В настоящее время, чтобы предотвратить негативное влияние отходов уранового производства, их необходимо собрать и засыпать толстым слоем гальки, песка, щебня и земли, после чего радиационный фон практически исчезает. Естественно, что эти места необходимо охранять и, в случае размыва или других разрушений проводить рекультивацию», - утверждают специалисты предприятия.

Исследованиями, проведенными в государственном предприятии «Востокредмет», установлено, что наилучшим материалом для засыпки является лессовидный суглинок, которого достаточно много во всех долинах страны. Экспериментально доказано, что при двухметровом захороняющем слое суглинка, с соответствующим его уплотнением выход радона на поверхность снижается до субфонового значения.

Необходимость в рекультивации открытых хвостохранилищ признают и официальные структуры.

«Для предотвращения разрушения хвостохранилищ селями и ветрами необходимо покрыть их слоем гравия и грунта не менее 3 метров. Сложность состоит в огромном объеме этих работ; например в Дигмае его площадь составляет около 90 га.

Эти работы требуют десятки миллионов долларов, и Таджикистану такие расходы не по карману», - говорит Саломов.

Власти Таджикистана проявляют определенную заботу об экологии. Маджлиси Намояндагон (нижняя палата парламента) в феврале 2009 года принял изменения и дополнения в Закон «О приватизации государственной собственности», в соответствии с которыми предприятия по захоронению радиоактивных отходов не подлежат приватизации.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяCA-NEWS : Eurasianet: Контртеррористические операции в Пакистане могут заставить исламских боевиков вернуться в Центральную Азию
Следующая статьяА.Шустов: Андижан четыре года спустя. Ситуация вновь обостряется