Дустумистан
Игорь Ротарь
20 августа 2009 г., Россия
В Афганистане завершилась предвыборная кампания, длившаяся два месяца. За последние дни от участия в выборах отказались несколько кандидатов. Пятеро сняли накануне свои кандидатуры в пользу баллотирующегося на второй срок Хамида Карзая, еще четверо выбыли из гонки в минувшие выходные. Таким образом, на должность президента страны претендуют 32 кандидата
К избирательной урне под обстрелом
В Афганистане завершилась предвыборная кампания, длившаяся два месяца. За последние дни от участия в выборах отказались несколько кандидатов. Пятеро сняли накануне свои кандидатуры в пользу баллотирующегося на второй срок Хамида Карзая, еще четверо выбыли из гонки в минувшие выходные. Таким образом, на должность президента страны претендуют 32 кандидата. По словам представителя ЦИК Дауда Наджафи, в 34 провинциях страны открыто более 6900 избирательных центров и 25 тысяч избирательных участков. За выборами будут наблюдать более 200 тысяч национальных и зарубежных наблюдателей, представители неправительственных организаций и средств массовой информации. Представители Европейского союза в Афганистане объявили, что направят на избирательные участки во все 34 провинции более 120 наблюдателей.
Между тем активность боевиков накануне выборов резко возросла. Так, 15 августа талибы совершили теракт в районе расположения президентского дворца: намереваясь взорвать находящееся по соседству посольство США, но не сумев до него добраться, смертники привели в действие взрывное устройство неподалеку от дипмиссии, близ штаб-квартиры НАТО. Погибли семь человек, более девяноста ранены. 18 августа в Кабуле был обстрелян президентский дворец. Выпущенные боевиками ракеты взорвались на территории резиденции президента Афганистана.
Постоянные боевые атаки талибов, совершаемые ими в провинциях, где в основном живут пуштуны, могут привести к тому, что местные жители будут запуганы настолько, что откажутся 20 августа выйти из дома, чтобы пойти на избирательные участки. Если же талибы осуществят новые террористические акты, то выборы могут оказаться просто сорванными. Даже если этого и не произойдет, Хамид Карзай вряд ли может рассчитывать на поддержку в пуштунских районах страны, где большинство населения не скрывает своих симпатий к талибам.
Коммунист-моджахед
На фоне такой напряженной ситуации определенный оптимизм вызывает возвращение в страну из Турции генерала Абдул Рашид Дустума. Узбек по национальности, генерал Дустум пользуется безграничным влиянием в северных районах Афганистана, заселенных в основном его соплеменниками (узбеки составляют около 10% населения страны). Так как Дустум уже заявил о своей поддержке Карзая, можно быть уверенным, что теперь за действующего президента проголосуют узбекоязычные районы. Учитывая то обстоятельство, что пуштуны в Афганистане выборы могут и проигнорировать, возвращение генерала означает существенное усиление позиций Хамида Карзая.
Генерал Дустум был вынужден бежать в Турцию в декабре 2008 года после скандала со своим бывшим соратником, а потом политическим противником лидером Союза тюркоязычных народов Афганистана Акбаром Баем. В феврале 2008 около 80 вооруженных людей во главе с пьяным генералом Дустумом ворвались в дом Акбара Бая. Нападавшие расстреляли одного из охранников, жестоко избили хозяина дома, двух его жен, сына и дочерей. Затем Акбара Бая с сыном схватили и увезли на виллу узбекского генерала. На Дустума завели уголовное дело, к тому же он был временно отстранен от исполнения обязанностей военного советника Карзая и от обязанностей начальника штаба верховного командования вооруженных сил страны. Акбар Бай и Дустум не смогли найти компромисс, и Дустум эмигрировал в Турцию.
Возвращение Дустума вызвало крайнюю обеспокоенность в Вашингтоне. Пожалуй, никогда американские дипломаты не высказывались в такой резкой форме о бывших полевых командирах. Так, в заявлении американского посольства говорится: «Абдул Рашид Дустум ответствен за гибель многих мирных жителей и казни нескольких тысяч военнопленных. Особое беспокойство вызывает возвращение Дустума в важный исторический момент для Афганистана - накануне выборов».
В посольстве США в Кабуле журналистам сообщили, что заявление было отправлено в МИД Афганистана. Однако в канцелярии президента Афганистана заявили журналистам, что возвращение генерала Дустума является внутренним делом Афганистана.
Карьеру Дустума можно считать образцом «восточного коварства». Генерал Абдул Рашид Дустум неоднократно менял союзников. В 1988-м он был отправлен на учебу в СССР, затем работал в органах госбезопасности просоветского афганского правительства. Затем вместе с советскими войсками Дустум воевал против моджахедов. Возглавляемая им состоящая из узбеков 53-я дивизия была одной из самых боеспособных в афганской армии. После вывода советских войск он поддерживал просоветское афганское правительство Наджибуллы, однако затем неожиданно перешел на сторону моджахедов. В 1997 году отряды Дустума были разгромлены талибами.
Хотя формально Дустум поддерживал Хамида Карзая, президент, судя по всему, не слишком доверял переменчивому в своих симпатиях узбекскому генералу и так и не назначил его министром обороны. В 2007 году Дустум присоединился к оппозиционному объединению - Национальный фронт Афганистана (НФА). Однако около месяца назад он неожиданно объявил о своей поддержке кандидатуры Хамида Карзая.
Российский интерес
Возвращение Дустума, несомненно, выгодно России. Узбекский генерал уже называл Владимира Путина своим другом и, судя по всему, это высказывание не было обычным восточным красноречием. Во время своего пребывания в Афганистане Дустум превратил узбекоязычные районы страны в своеобразное мини-государство, прозванное Дустумистаном. Непризнанное государство имело собственное правительство и великолепную армию, вооруженную танками и самолетами советского производства. Дустумистан оставался единственным регионом страны, живущим по светским законам. В столице Дустумистана - городе Мазар-Шариф действовал крупнейший в Афганистане университет. Это был единственный относительно безопасный регион страны Афганистана и именно сюда бежали представители кабульской интеллигенции. Как может засвидетельствовать корреспондент «России», Дустумистан был буквально заполнен беженцами из разных регионов страны, обучавшихся ранее в Советском Союзе. Практически все офицеры армии Дустума учились в Советском Союзе и великолепно говорили по-русски. В беседе со мной они не скрывали своих симпатий к России. В середине девяностых российское посольство в Афганистане было закрыто и единственное консульство нашей страны находилось в Мазар-Шарифе.
Можно практически не сомневаться, что с возвращением Дустума на границах с СНГ вновь появится своеобразная буферная зона, руководство которой будет заинтересовано в самых тесных отношениях с Кремлем.
Приезд в Афганистан Дустума, несомненно, обрадовал и узбекские власти. Ташкент традиционно пытается с помощью узбекских диаспор укрепить свое влияние в регионе. Когда генерал Дустум контролировал северные районы Афганистана, Узбекистан поддерживал с ним самые тесные отношения. Так, семья генерала жила в Ташкенте, а Узбекистан безвозмездно поставлял электричество своему афганскому соплеменнику. В 1995 году Дустум беседовал в Ташкенте один на один с узбекским президентом Исламом Каримовым, что было расценено многими как тайный сговор между ними, направленный на воссоединение узбекского региона Афганистана с Узбекистаном. Ташкент также не может не радовать то обстоятельство, что Дустум выступает за уничтожение отрядов центральноазиатских исламских радикалов, воюющих на стороне талибов. Как утверждает генерал, в этих отрядах есть не только узбеки и таджики, но и уйгуры, казахи, представители других стран, готовые воевать против России, Узбекистана, Киргизии.
Не исключено, что нынешнее недовольство Вашингтона Дустумом вызвано отнюдь не кровавым прошлым узбекского генерала, а тем, что его возвращение, несомненно, укрепляет влияние Москвы и Ташкента в Афганистане.