Подножка для узбекистанских правозащитников
13.10.09 15:00 UzNews.net
Uznews.net - В Узбекистане принят Закон, который исключает участие в судебных процессах по гражданским делам независимых правозащитников, и, как следствие, теперь защищать в судах малоимущих граждан республики будет некому.
Как известно, адвокаты в Узбекистане берут за свои услуги немалые суммы, которые не по карману большинству жителей республики. До недавнего времени простых граждан выручали правозащитники, выступавшие в гражданских судах в качестве их доверенных лиц.
Но с принятием 11-го сентября Закона «О внесении изменений и дополнений в статью 52 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан» правозащитники теперь в качестве доверенных лиц допускаться к гражданским процессам не будут.
Раньше статья 52, называющаяся «Договорное (добровольное) представительство», была предельно лаконична и демократична. Она имела всего три пункта, в которых определялись те, кто может быть защитником на гражданском процессе. Это адвокаты, лица, избранные сторонами или третьими лицами и один из соучастников по поручению других соучастников.
Лицами, избранными сторонами, как правило, и были правозащитники - люди смелые, решительные, не боящиеся, в отличие от адвокатов, что их лишат лицензии.
Новая редакция статьи более пространна: в нее включено семь пунктов, где перечень возможных защитников на гражданском процессе оговорен более подробно. Ими теперь могут быть, кроме адвокатов и соучастников, родственники, сотрудники организаций по делам своих организаций и представители ННО, имеющие право защищать интересы других лиц.
Что же касается демократичного определения «лица, избранные сторонами», то оно из новой редакции исключено. Вместо него появился пункт 7, который гласит: «Лица, допущенные судом, рассматривающим дело, в качестве представителей физических лиц». И еще имеет весьма существенное значение дополнение в виде приписки: «Профессиональной деятельностью по ведению дел в суде в качестве представителя могут заниматься только адвокаты».
«Про правозащитников в статье нигде прямо не написано, - говорит ташкентский юрист Александр Орлов. - Но редакция статьи, как бы, специально сделана под них. Теперь ни один правозащитник, практикующий защиту физических или юридических лиц в гражданских судах, к процессам допущен не будет - это однозначно».
В то же время, работники судебной системы, прокуратуры и большинство адвокатов приветствуют новый Закон. По их словам, в последнее время появилось очень много людей, не имеющих специального образования и способностей, но берущихся выполнять функции адвоката на гражданских процессах. Эти люди вносят в процесс путаницу и, кроме того, в отличие от адвокатов, не платят налогов.
«Адвокаты являются членами Палаты адвокатов, сдают экзамены, принимают присягу, получают лицензии, - говорит адвокат Сергей Саенко. - При работе с подзащитными они также несут ответственность за результаты оказываемой юридической помощи. Лица, объявляющие себя правозащитниками, как правило, не состоят ни в каких организациях. На них некуда пожаловаться в случаях неадекватных действий в суде или невыполнения обязательств перед подзащитным».
Исходя из этой точки зрения, Закон о внесении изменений в 52 статью Гражданского кодекса можно было бы назвать справедливым, если бы не одно «но». По мнению многих экспертов, он несвоевременен. И, в первую очередь, потому, что гражданские суды Узбекистана являются ярко выраженной криминогенной зоной.
Официально судьи никому неподвластны, но при этом эта «неподвластность» не подкреплена материально. Судьи получают мизерные жалованья, и, как следствие, поэтому живут на взятки.
«Я просто поражена гражданскими судами города Ташкента, - говорит женщина по имени Малика, которая была вынуждена принять участие в нескольких судебных процессах. - Мне кажется, давно пора на дверях кабинетов судей под табличками с фамилией вывешивать прейскурант с указанием суммы взяток, которые следует дать за нужное решение».
«Работу судей формально контролирует прокуратура. Она может проверить уже рассмотренные дела и, найдя в деле нарушения, вынести протест. Но здесь есть одна хитрость. Судьи гражданских судов стараются вести процесс так, чтобы акцентировать внимание на второстепенных вопросах, не имеющих отношения к сути дела, - говорит адвокат, попросивший не называть его имя.
- В результате, дело из двух страничек, которыми можно было бы ограничиться, превращается в целый том и запутывается, как клубок на сломавшейся ткацкой машине. После чего судья может спокойно приять решение в пользу той стороны, что даст большую взятку, а сотрудники прокуратуры, проверяющие дело, сойдут с ума, определяя, правильным ли было это решение.
Да и, честно говоря, копаться в деле прокуратура будет только в случае получения грамотной жалобы, поставленной на контроль Президентским аппаратом или Кабинетом Министров».
Как утверждают правозащитники, адвокаты в Узбекистане, как, впрочем, и везде в мире, также заинтересованы максимально затянуть процесс, чтобы вытянуть из своих подзащитных побольше денег, которые в виде вознаграждения получают ежемесячно. В то время как правозащитники, наоборот, стараются завершить процесс как можно быстрее.
Среди адвокатов очень много бывших судей, прокуроров и милиционеров, которых уволили с прежних мест работы за различные правонарушения. Все, что они могут сделать в качестве адвокатов, - это передать взятку нужным людям из числа своих бывших коллег. Именно такие «адвокаты» больше всего устраивают судей гражданских судов. И именно этим «адвокатам», прежде всего, поперек горла были правозащитники в качестве доверенных лиц.
Кроме того, за свои услуги правозащитники берут вознаграждение на порядок меньше, чем адвокаты, а иногда и не берут его вовсе, ограничиваясь только возмещением расходов на проезд в общественном транспорте. Поэтому участие в гражданских судебных процессах правозащитников, которые ломают привычную схему работы гражданской судебной системы, вызывает негативное отношение, как со стороны судей, так и адвокатов.
Вместе с тем, внесение изменений в статью 52 Гражданского кодекса рассматривается правозащитниками, как дальнейшее наступление властей на права граждан по защите их интересов.
«Новая редакция статьи 52 противоречит Конституции республики Узбекистан, предусматривающей право граждан на свою защиту. Также она противоречит Гражданскому и Гражданско-процессуальному кодексу, где оговаривается право представлять интересы граждан по доверенности в различных организациях, в том числе, и судах, - говорит правозащитник Анатолий Волков.
- Как понять выражение «лица, допущенные судом»? Получается, что теперь допустят тебя в качестве доверенного лица к участию в процессе или не допустят, зависит исключительно от настроения судьи, ведь никаких критериев к допуску в Законе не обозначено. Все это противоречит понятиям равенства и гласности».
Теперь судьи, пользуясь новой редакцией статьи 52, будут под любыми предлогами удалять из судебного процесса людей, зарекомендовавших себя, как грамотных и смелых общественных защитников.
«Самые бедные и обездоленные люди Узбекистана лишились своего права на защиту, - считает юрист, попросивший не называть его имени. - У одинокой безграмотной старушки нет ни денег на адвоката, ни знаний, чтобы защитить себя самой. Зато, шансы выиграть процесс многократно повысились у людей богатых и влиятельных».