Э.Омуралиев: Условия присоединения КР к Таможенному союзу надо вести с позиции членства в ВТО
8 декабря 2009, 10:20, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - ТС как единое таможенное пространство, по самым оптимистическим оценкам, может начнет функционировать только через 5-7 лет. Но уже сейчас можно создать единую Межведомственную комиссию Правительства КР и начать двусторонние и многосторонние консультации для согласования условий присоединения Кыргызской Республики к Таможенному союзу с позиции члена ВТО.
Кыргызская Республика и Таможенный союз
Э.К.Омуралиев, Руководитель межведомственной комиссии Правительства КР по переговорам с ВТО (2001-2005 гг.)
Подписанное недавно в Минске Россией, Казахстаном и Беларусью соглашение о создании Таможенного союза (далее ТС) можно рассматривать как вторую, может быть, удачную попытку Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), сделанную в направлении создания фундамента будущего единого экономического пространства сообщества. Вопрос только в том, насколько это серьезно? Смогут ли члены ТС выработав единую политику, вести переговоры с Всемирной Торговой Организацией (далее ВТО). Если да, то на основе каких принципов и таможенных тарифов, и какая страна будет определять политику переговоров.
Как известно, первое соглашение о создании ТС, подписанное еще в 1996 году, не заработало, поскольку строилось на принципах изоляции от мировой торговой системы. Поэтому страны участники за это время не смогли согласовать единую тарифную базу и позицию для переговоров с ВТО.
Если в новом ТС интеграционные связи будут строиться не на принципах изоляции от мировой торговой системы, а путем приведения своей системы в сотрудничество с мировой торговой системой, то есть на принципах открытости и интеграции в мировую экономику и торговлю, то у ТС есть шанс в будущем стать прообразом таможенной территории Европейского Союза (ЕС) и НАФТА.
Подписание нового соглашения о создании ТС - это только первый шаг, к нему страны ЕврАзЭС шли десять лет. Далее страны члены ТС должны гармонизировать законодательную базу, таможенные тарифы, принять модельные законы, обеспечивающие эффективное функционирование ТС, создать общую систему управления и учета, информационную систему и инфраструктуру ТС и так далее. Думаю, на все это уйдет минимум 2-3 года.
Создаваемый в рамках ЕврАзЭС ТС может стать эффективным звеном мировой торговой системы только тогда, когда станет коллективным членом ВТО. Для этого члены ТС, согласовав единую переговорную политику, тарифную базу, сформировав единую команду, должны начать переговоры по вступлению ВТО.
На мой взгляд, странам ТС не очень просто будет выработать единую позицию по многим видам продукции и сферы услуг.
Например, Россия в переговорах с ВТО твердо стоит на позиции защиты внутреннего рынка от доступа сельхозпродукции, автомобилей, гражданской авиации. В то же время она желает открыть рынки стран ВТО и получить режим наибольшего благоприятствования (РНБ) для экспорта металлопроката, угля, продукции нефтехимии. Россия также не намерена открыть свой рынок финансовых, юридических услуг.
В интересах ли Казахстана или Беларуси закрывать свои рынки и покупать дороже самолеты, автомобили из Европы, Японии, или закрывать рынки финансовых и юридических услуг? Думаю, нет. И таких позиций, где расходится интересы стран членов нового ТС, много.
Учитывая даже тот факт, что каждая страна ТС до этого вела переговоры с ВТО, на согласование спорных позиций внутри ТС и спорных позиций с ВТО может уйти еще минимум 3-4 года. Таким образом, ТС как единое таможенное пространство, по самым оптимистическим оценкам, на мой взгляд, может начнет функционировать только через 5-7 лет.
Вот почему заявление Президента КР Бакиева К.С., озвученное во время встречи в Минске со своими коллегами из России, Беларуси - «Кыргызстан является членом ВТО, но это не создает препятствий для вступления ТС» - можно оценить как трезвый расчет и как политический реверанс.
С одной стороны, мы, в отличие других членов ЕврАзЭС, не промолчали, а, наоборот, поддержали новую попытку создания ТС, с другой, взяли тайм аут для оценки и размышления с позиции «если заработает схема, почему не вступить ТС», тем более это в наших интересах.
Во-первых, страны учредители ТС заявили, что интеграционные связи в рамках ТС строятся на принципах открытости и интеграции в мировую экономику и торговлю, то есть на принципах ВТО, значит, наша страна, оставаясь членом ВТО, может вести переговоры и стать членом ТС.
Во-вторых, страны учредители ТС - наши стратегические союзники и близкие политические, экономические, торговые партнеры, терять в долгосрочном плане связи с этими странами нам невыгодно.
В-третьих, территории стран ТС для наших людей - комфортное пространство во всех отношениях, в том числе для ведения бизнеса и торговли, культурного, гуманитарного, духовного сотрудничества, и мы должны этим воспользоваться.
В-четвертых, Кыргызстан, став членом ТС, не только усилит свои позиции транзитной страны, но и получит возможность принять в будущем участие в реализации энергетических проектов и проектах развития торговой, транспортной, трубопроводной инфраструктуры стран ТС.
Таким образом, в Минске принято политическое решение, остается действовать и решить эту задачу в интересах страны.
Что делать? Для начала надо создать единую Межведомственную комиссию Правительства КР высокого уровня по переговорам ВТО и ТС и начать двусторонние и многосторонние консультации и переговоры со странами членами ТС и согласовать условия присоединения Кыргызской Республики ТС с позиции члена ВТО.
Об авторе:
Омуралиев Эсенгул Касымович в 1991-97 гг. был в составе Кабинета Министров КР (был министром промышленности, Председателем Фонда Госимущества, Первым Вице-премьер-министром). В 1997 г был назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом в Беларуси. В 1998-1999 гг. - Министр внешней торговли и промышленности Кыргызской Республики, в 1999-2000 гг. - вновь назначен Вице-премьер-министром. В 2001-2005 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол КР в Украине. По совместительству Председатель Межведомственной комиссии Правительства КР на переговорах с ВТО (добился принятия Кыргызстана в ВТО в октябре 1998 г.). В 2005-2006 г.- Губернатор Иссык-Кульской области.