Опасный рубеж
Игорь Ротарь
28 января 2010 г., russianews.ru
На киргизско-узбекской границе 17 января произошло очередное вооруженное столкновение. В районе населенного пункта Чек четверо киргизских пограничников во время несения службы обнаружили на своей территории двоих узбекских коллег. По данным пограничной службы Киргизии, при выяснении причин перехода границы между нарядами произошел конфликт. Недалеко от места инцидента собралась группа из 9-10 местных жителей - граждан Узбекистана, которые стали забрасывать камнями киргизских пограничников. Возникла потасовка
К узбекским пограничникам подоспело подкрепление в виде другого патруля, который неожиданно открыл огонь на поражение. Один из киргизских пограничников был ранен и унесен узбекскими солдатами на их территорию.
Локальные "войны"
Конфликты на киргизско-узбекской границе происходят регулярно. Так, в 2009 году произошел 21 приграничный инцидент, причем один из них со смертельным исходом. Вот наиболее крупные из них. В апреле прошлого года под предлогом проведения контртеррористической операции 40 вооруженных автоматами, наручниками и дубинками пограничников и силовиков Узбекистана провели обыски домов и подворий жителей спорного села Чек. Обыски домов проводились только там, где проживают граждане Киргизии, а весь процесс сопровождался угрозами и нецензурной бранью. В мае узбекские пограничники обстреляли легковой автомобиль с киргизстанцами, ехавший через узбекский анклав Сох. В городе Ханабаде Андижанской области Узбекистана произошло вооруженное нападение на блокпост. Узбекская сторона заявила, что бандиты проникли в регион с территории соседней респуб-лики. Киргизская сторона эту версию опровергла. В июне при попытке пересечь границу в неположенном месте пограничниками Узбекистана был застрелен 29-летний гражданин Киргизии Улугбек Усманов.
Обоюдное зло
Латентный конфликт между Узбекистаном и Киргизией тянется уже долгие годы. На общей границе двух государств 58 спорных участков, и периодически Ташкент предпринимает попытки "сдвинуть" границу по своему усмотрению. Отношения резко обострились в начале июня прошлого года, когда узбекская сторона начала возводить на границе с соседним государством семиметровую бетонную стену и закрыла большинство пропускных пунктов на границе. По существу Киргизия оказалась в блокаде. В ответ пограничная служба этой республики заявила, что узбекская сторона нарушает двусторонние соглашения, которые не позволяют проводить строительные и оградительные работы до завершения процесса делимитации.
"В пограничных с Узбекистаном районах Киргизии компактно проживают узбеки, - рассказывает бывший муфтий Киргизии, директор Исламского центра Садыкджан Камалуддин. - И, похоже, Узбекистан воспринимает этот регион как свою вотчину. Узбекские спецслужбы регулярно похищают здесь исламских радикалов, причем как граждан Киргизии, так и Узбекистана. Нынешнее обострение на границе особенно опасно тем, что отношения между киргизстанскими киргизами и узбеками достаточно напряженные. В 1990 году здесь уже произошли кровавые столкновения между местными киргизами и узбеками, приведшие к гибели около 320 человек. При этом первопричина конфликта (с точки зрения местных узбеков - эта территория исторически принадлежит им) не устранена и поныне".
Нынешний киргизско-узбекский конфликт во многом является следствием национально-территориаль- ного размежевания в Центральной Азии в двадцатые годы прошлого столетия. Границы тогда обозначались произвольно, без учета этнических и политических реалий. В итоге сегодня в регионе можно выделить около десяти спорных территорий, на которые одновременно претендуют два титульных народа. Пожалуй, наиболее взрывоопасным территориальное размежевание оказалось для Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Интересно также, что узбеки компактно проживают в сопредельных государствах по всему периметру узбекской границы, и Ташкент не без успеха пытается использовать это обстоятельство для усиления своего влияния в соседних государствах.
Президенты не поняли друг друга
Выступая в декабре перед журналистами, президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что будет добиваться возвращения в Таджикистан двух узбекских городов - Самарканда и Бухары. По его словам, подавляющая часть населения этих городов по национальности таджики и ранее Самарканд и Бухара принадлежали Таджикистану. Эмомали Рахмон выразил свое возмущение ущемлением прав таджиков в Узбекистане.
Правда, таджикский лидер попросил журналистов не озвучивать эту информацию. Увы, репортеры не послушались и информация о "территориальных претензиях Душанбе" появилась в большинстве влиятельных российских СМИ. Примечательно, что опровержения не последовало.
Мятежный полковник
По странному стечению обстоятельств, вскоре после скандального заявления Эмомали Рахмона таджикские власти обвинили Ташкент в организации террористических актов на территории республики. По данным пресс-центра министерства внутренних дел Таджикистана, в городе Турсунзаде, где находится главный промышленный объект страны - Таджикская алюминиевая компания (Талко), был задержан член вооруженного формирования мятежного полковника Махмуда Худойбердыева. Задержанный дал показания, что получил в городе Шаргун Сурхандарьинской области Узбекистана указание подорвать автомашину главы города Турсунзаде.
Напомним, что в ноябре 1998-го таджикский полковник Махмуд Худойбердыев, узбек по матери, поднял мятеж в северном Таджикистане. При этом он пытался опереться на мощную узбекскую диаспору северного Таджикистана. После провала вооруженного выступления мятежник, как утверждают таджикские власти, скрылся со своим отрядом в Узбекистане. Душанбе обвинил Ташкент в откровенной поддержке Махмуда Худойбердыева и потребовал его выдачи. Хотя с 1998 года отряды мятежного полковника не вторгались на таджикскую территорию, он, по мнению Душанбе, имеет немало сторонников в пограничных с Узбекистаном западных и северных районах Таджикистана, где проживает мощная узбекская диаспора. Примечательно, что и в окрестностях города Турсунзаде, и в Худжанде компактно проживают узбеки. Периодически в этих районах проходят процессы над узбекскими шпионами. Чтобы обезопасить свои границы, Эмомали Рахмон начал переселение таджиков в районы компактного проживания узбеков в Таджикистане. Точная цифра переселенцев неизвестна, однако, по некоторым оценкам, туда приехали около 10 тысяч семей.
Новый фронт
Хотя в Душанбе и не сомневаются, что Махмуд Худойбердыев лишь ждет удобного случая, чтобы напасть на Таджикистан, где именно ждать его вторжения, никто не знает. "По некоторым сведениям, Махмуд Худойбердыев перебрался в Афганистан, так что не исключено, что на этот раз он нападет на нашу республику с юга, вторгнувшись в заселенный узбеками Шартузкий район Таджикистана", - заявил "России" пресс-секретарь Партии исламского возрождения Таджикистана Хикматуло Сайфулзода.
Впрочем, нельзя исключить и другой вариант развития событий. Как уже писала "Россия", сегодня в пограничных с Таджикистаном районах Афганистана наблюдается концентрация боевиков Исламского движения Узбекистана. Душанбе может предоставить вооруженным врагам узбекского президента транзит через свою территорию. Эта версия не кажется совершенно нелепой, если проанализировать современную историю узбекско-таджикских отношений. Так, через несколько месяцев после мятежа Махмуда Худойбердыева узбекские исламисты предприняли вооруженную вылазку в Узбекистан именно с таджикской территории.
Интерес Кремля
Конфликты Ташкента с Киргизией и Таджикистаном не могут не волновать Кремль. Москва волей или неволей попадает в достаточно непростую ситуацию. В отличие от демонстративно дистанцирующегося от Кремля Ташкента Душанбе и Бишкек позиционируют себя как надежные союзники России в Центральной Азии. Однако Узбекистан - наибольшее по численности населения государство в Центральной Азии, расположенное к тому же в геополитическом центре региона. К тому же эта республика занимает четвертое место в товарообороте России со странами СНГ после Украины, Белоруссии и Казахстана. Открытая конфронтация с Ташкентом крайне нежелательна для России. Москве скорее всего предстоит стать арбитром в конфликте между тремя центральноазиатскими государствами. В случае искусной дипломатической игры Кремль может не только сохранить прежнего союзника, но и укрепить свое влияние во всей Центральной Азии.