CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Как остановить пытки в каршинской колонии? - UzNews.net

18 февраля 2010

Как остановить пытки в каршинской колонии?

17.02.10 17:19, UzNews.net

Uznews.net - Этот вопрос задают себе каждый день родные узника колонии в Карши, уроженца Самарканда Санжара Нармурадова, осужденного в 2000 году за хождение в мечеть и хранение двух книг "Хизб-ут-Тахрир".

Санжара Нармурадова, по словам его жены Наргизы Нармурадовой, арестовали в апреле 2000 года после пятничной молитвы, а затем осудили на 13 лет лишения свободы, признав его религиозным экстремистом, членом запрещенной организации, покушавшимся на конституционный строй Узбекистана.

"С тех пор его постоянно бьют в колонии, издеваются над ним, угрожают, что если расскажет об этом домочадцам, то его убьют", - рассказывает супруга Наргиза, проживающая с детьми в Ташкенте.

По ее словам, ее муж читал намаз с 11 лет, хотя учился в русской школе, из-за чего почти не говорит по-узбекски.

После окончания школы он поступил в Академию милиции в Ташкенте, где проучился три года. Во время учебы он перестал читать намаз, и, казалось, отошел от религии.

Нелегкое экономическое положение в семье заставили Санжара Нармурадова бросить учебу и уехать с матерью на заработки в Россию.

Когда он вернулся в родной Самарканд, то начал снова посещать мечеть, молиться. "Кто же знал, что времена изменились и ходить в мечеть стало, как вынести себе заранее приговор", - размышляет Наргиза.

После взрывов 16 февраля 1999 года в Ташкенте в Узбекистане прокатилась волна арестов. Через год был арестован и Санжар.

По мнению родственников, он стал одной из случайных жертв государственной борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом.

В протоколе допроса Санжара Нармурадова обвиняемый пишет: «В мечеть ходили в основном старики. Незадолго до ареста ко мне подошел человек лет 27 по имени Даврон. Он предложил мне вступить в движение «Хизб-ут-Тахрир» и дал несколько книг для ознакомления».

Санжар рассказал об этом случае двум друзьям: Фариду и Фархаду, после чего 28 апреля 2000 года его арестовали.

«Когда я пришел в мечеть на молитву, ко мне подошли 2 сотрудника МВД, попросили пройти в управление. Они спросили, есть ли у меня книги «Хизб-ут-Тахрир». Ничего, не подозревая, Санжар ответил утвердительно, его арестовали.

«Я знал, что деятельность этой организации государством запрещена. Я не распространял эти книги и в это религиозное течение не вступал. Я не являюсь членом этой организации. Меня никто не учил идеям партии «Хизб-ут-Тахрир», я лишь взял тогда эти книги. Признаю себя виновным, раскаиваюсь», - пишет Санжар.

15 августа 2000 года судья Джамбайского района Самаркандской области Зафар Атакулов приговорил Санжара к 13-ти годам лишения свободы с отбыванием срока наказания в колонии строгого режима.

Родители Санжара и его адвокат не согласились с решением суда и подготовили апелляционную жалобу с просьбой пересмотреть дело, указывая на то, что подсудимый не является членом «Хизб-ут-Тахрир» и никого не привлекал в эту организацию.

"Как мог следователь предъявить столько обвинений Нармурадову?" - пишет в жалобе его адвокат Гульбахор Урумова.

В ответ на жалобу судья Атакулов запросил у родителей обвиняемого сумму в размере 1500 долларов США за сокращение срока приговора до 10 лет.

Родители обратились в управление СНБ Самаркандской области, и при получении взятки судья Атакулов был задержан.

Однако, апелляционный суд оставил в силе вынесенный ранее приговор в 13 лет лишения свободы без изменения.

Родителям подсудимого объяснили, что судебный процесс является заказом сверху, а судья Атакулов за свое мздоимство получил по заслугам.

По словам родителей Нармурадова, через год после осуждения судья откупился за 100 тысяч долларов, вышел на свободу и эмигрировал в США.

Осуждённый же Санжар Нармурадов в это время продолжал отбывать свой срок в КИН 64/1 Ташкентской области (Зангиота), периодически, подвергаясь избиениям. В июле 2009 года он был переведен в колонию города Карши.

«На протяжении 10 лет сын подвергался частым пыткам за чтение намаза (молитвы) или за соблюдение религиозных обрядов (уразы). В Карши ситуация усугубилась. Сын рассказал, что начальник по режимной части Шухрат Базаров, постоянно его избивает, пинает ногами по почкам до потери сознания, подвешивает за руки, бьет по пяткам резиновой дубинкой, угрожая, что если он расскажет об этом домочадцам, то его убьют», - сообщила Фарида Абдурахманова, мать осужденного.

Недовольство родственников вызывают и действия остальных работников колонии, которые присваивают продукты питания, медикаменты и лекарства, привезенные для узника за сотни километров из Ташкента в далекий город Карши.

Обо всём этом было заявлено начальнику колонии Тухтаеву и его заместителю Алишеру Худоёрову.

"Молодцы, что обратились ко мне напрямую. Не волнуйтесь, я приму меры", - ответил родственникам начальник колонии Тухтаев.

Однако, они не верят его словам: "Издевательства продолжаются, а заверения руководства остаются просто словами без дальнейших действий. Они хуже фашистов, даже во время войны люди не испытывали таких мучений как сейчас. Наша власть даёт возможность заключённым испытать на себе эту боль унижений, избиений и оскорблений:",- говорит мать Санжара.

Семья с нетерпением ожидает возвращения Санжара Нармурадова. Его мать Фарида Абдурахманова и жена Наргиза Нармурадова искренне верят, что их жалобы, рассказ об аресте и условиях содержания узника совести помогут прекратить регулярные издевательства не только над ним, но и над остальными осужденными по аналогичным статьям.

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяwww.24.kg - КЫРГЫЗСТАН » Детский труд: меняю знания на выживание
Следующая статья"Достижение переломного момента? Изменение климата и бедность в Таджикистане" (доклад)