Узбекский народ снова оскорбили?
05.03.10 18:09, UzNews.net
Uznews.net - Активисты из Узбекистана грозятся судом британскому Фонду экологической справедливости, обвиняя его в оскорблении узбекского народа из-за названия его нового доклада "Рабская нация" о детском труде в узбекском хлопководстве.
Заявление, распространенное вчера активистами Надеждой Атаевой, Шахидой Якуб и поэтом Ядгором Обидом, проживающими в странах Европы, называется "О чести и достоинстве узбекского народа".
В нем говорится, что название очередного доклада Фонда экологической справедливости (Environmental Justice Foundation, EJF), посвященного продолжающейся практике масштабного использования в Узбекистане принудительного детского труда, "Рабская нация" - является "неуместным и оскорбительным для узбекского народа".
Выступившие от имени всего узбекского народа и оскорбившиеся за всю страну трое активистов потребовали от EJF изменения названия и публичных извинений.
"Надеемся, что EJF проявит уважительное отношение к национальным чувствам узбекского народа", - заканчивают они свое заявление.
В интервью "Uznews.net" Шахида Якуб, руководитель организации "Узбекистанская инициатива - Лондон" с возмущением сказала, что эксперты EJF всех узбеков записали в рабов и, тем самым, задели их национальные чувства.
"Это - плевок. Они закрасили все в черный цвет. Рабы не восстают, а мы же боремся", - говорит Якуб.
Для сотрудников EJF реакция узбекских активистов сталa полной неожиданностью. По словам представителя организации Джулиет Вилльямс, работавшей также над докладом, она не может понять, почему их оскорбило название.
"Я просто не понимаю, - говорит Вилльямс, - название точно отражает содержание доклада и ситуацию в стране, в частности, связанную с производством хлопка, когда миллионы людей принуждаются государством работать на хлопковых полях, не имея никакой возможности для отказа".
Авторы доклада, по словам Вилльямс, преследовали цель разоблачить власти Узбекистана, то, как они используют бесплатный труд беззащитного народа, в том числе, детей, для собственного обогащения.
Хлопковая индустрия Узбекистана, нравится это кому-то или нет, по мнению эксперта EJF, является современной формой рабства, масштабы которого нельзя сравнить даже с тем, что происходит в других похожих на Узбекистан закрытых и репрессивных странах мира.
"Мы не будем менять название, это невозможно, - сказала Вилльяс, - но я извиняюсь, если мы кого-то задели, мы этого не хотели".
Позицию EJF поддерживает Умида Ниязова, руководитель "Узбекско-немецкого форума по правам человека", базирующегося в Берлине.
"Можно придираться к определениям, - говорит Ниязова, - но суть проблемы остается неизменной. Государство не спрашивает мнения людей (не имеющих никакого отношения к сельскому хозяйству) хотят ли те собирать хлопок, а распоряжается их временем и трудом Обложка доклада EJF \"Рабская нация\" по своему усмотрению".
Труд детей на хлопковых полях схож с рабским трудом, а положение фермеров с крепостным строем, считает Ниязова.
Если первых власти наказывают за отказ собирать хлопок унижениями, угрозами отчислить из школы, то вторые не могут обсуждать даже условия хлопкового контракта, не имеют никакого представления о доходах правительства с продажи хлопка.
"Рабская нация" - это очень хорошее название, оно четко отражает сегодняшнее положение дел в Узбекистане, - говорит президент Общества по правам человека Узбекистана Абдужалил Бойматов.
Конечно, по словам Бойматова, сегодняшнее рабство не похоже на то, что было на американском континенте в средние века и продолжалось до 19 века, людей в Узбекистане не продают на базарах.
"Но их принуждают работать против их воли, ничего им за это не платя, на них кто-то наживается, используя не иначе, как рабов. Это неприятно осознавать, но правде надо смотреть в глаза", - добавил президент ОПЧУ.
Шахида Якуб тоже признает, что использование миллионов детей для работ на хлопковых полях - это новая форма рабства, она также согласна с содержанием доклада, но, тем не менее, считает, что название не удачное и оскорбительное.
По ее словам, можно было дать более мягкое название, как "Детский труд - равен рабству". Ведь не все узбеки терпят это, она, к примеру, борется.
Подписавшие заявление об оскорблении узбекского народа упускают из вида то, что все они уже давно не живут в Узбекистане, и причиной тому стали преследования со стороны властей, определивших для тех, кто не хочет стоять в ряду безропотных сборщиков хлопка, место в тюремной камере.
Можно согласиться с тем, что не все граждане Узбекистана собирают хлопок. Есть огромное количество узбеков, которые ездят в дорогих машинах, работают в красивых офисах, обедают в изысканных ресторанах и живут в хороших домах.
Но ни один из них не может сказать определенно, что его собственность неприкосновенна, что он может отстоять свой дом, если на его месте захочет построить дворец президент или его дочь Гульнара, свою свободу, если на него заведут дело силовые органы.
Люди в Узбекистане тоже пытались бороться, только, если Атаева, Якуб и Обид это делают из Европы, они встали в Андижане. И их растреляли.
Общее бесправие, будь ты министр или простой дехканин, - это правда сегодняшнего Узбекистана, а принуждение миллионов людей работать бесплатно - это современная форма рабства, дают определение британские эксперты.
По их убеждению, название доклада не унижает народ, а обвиняет власть, ввергшую в такое состояние свой народ.
Рабство, существовавшее в США, является позором белых рабовладельцев, но совсем не африканцев, не виноватых в том, что у них не было огнестрельного оружия, а европейцы под дулом винтовок грузили их на корабли, которые доставляли их на невольничьи рынки США.
Заявление трех активистов и угрозы подать в суд против Фонда экологической справедливости перекликается с судом, который прошел в феврале в Ташкенте над фотографом и кинодокументалистом Умидой Ахмедовой, которую осудили за клевету и оскорбление узбекского народа.
Кто явился истцом в ее деле - неизвестно. Но кто-то подсчитал, что фотографии Ахмедовой, на которых была запечатлена жизнь простых людей, и фильм, рассказавший о трагической и несправедливой стороне обычая проверять невесту на девственность, - оскорбляют народ.
Защита Ахмедовой настаивала на том, что статья Уголовного кодекса "Оскорбление" подразумевает оскорбление индивидуума, а целый народ оскорбить нельзя, от имени народа может выступать только президент Узбекистана.
Ахмедова же убеждена, что никого не оскорбляла. Она показала реальность, то, как живут люди, а фильмом "Бремя девственности" хотела сказать, что нельзя грубо лезть в очень интимную сферу людей, что надо оставить молодых людей в покое.
"Кому-то показалось, что мои работы оскорбляют, показалось! - говорит Ахмедова. - И что - я должна сесть в тюрьму, потому, что кому-то что-то показалось?"
Казаться может кому угодно и что угодно, и, как выяснилось, не только властям Узбекистана, но и людям, называющим себя демократами и правозащитниками, и которые действуют так же широко и смело, заявляя и угрожая от имени оскорбленного, на их взгляд, народа.
Uznews.net