Русские волонтеры для Пуштунистана
20:31 | 17.03.2010, Афганистан.Ру Андрей СЕРЕНКО (Фото: pashtohome.com)
Об авторе: Андрей Николаевич Серенко - эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА)
Российские военнослужащие могут сменить контингент НАТО в Афганистане в 2011 году. Такое предположение в статье «Почему Россия не включается в военную кампанию НАТО в Афганистане», опубликованной на сайте www.geopolitika.lt, сделал литовский эксперт Айварас Багдонас. Постановка проблемы в тексте литовского аналитика в очередной раз свидетельствует о демонстрации желания западных партнеров России подключить вооруженные силы Москвы к участию в «военизированных мероприятиях» на афганской территории. Причем, с перспективой замещения западного контингента на подразделения ВС РФ.
Текст Айвараса Багдонаса заставляет вспомнить другую публикацию - в одной из польских газет в 2008 году была напечатана информация о якобы имеющихся у РФ планах военного «возвращения» в Афганистан. Тогда эта заметка вызвала мощную волну протеста в Кабуле и ряде афганских провинций: перспектива российского военного присутствия на афганской территории спровоцировала серию антироссийских митингов и демонстраций. Некоторые московские эксперты поспешили тогда обвинить Варшаву в информационной провокации, хотя всплеск антироссийских настроений в Афганистане произошел в первую очередь из-за неповоротливости российских чиновников. Официальные лица РФ с большим опозданием отреагировали на публикации в западной прессе.
«Польский инцидент» 2008 года сыграл очень важную роль для Москвы - благодаря подсказке из Варшавы, Кремль получил весомый аргумент в пользу отказа от участия в проектах военного присутствия в Афганистане. Появление слухов о военном возвращении России в Афганистан и последующая негативная реакция на них афганского общественного мнения подтвердили правильность нынешнего кремлевского курса о недопустимости присутствия российских военнослужащих на афганской территории.
Поэтому когда в феврале 2010 года Генеральный секретарь НАТО Андреас Фог Расмуссен призвал Москву активизировать свое участие в афганском проекте Североатлантического альянса, кремлевские представители ответили быстрым и резким отказом. Эксперты в этой связи отмечают, что «польский урок» 2008 года не прошел для российских политиков даром: реакция на призыв руководителя НАТО была почти молниеносной - секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев в интервью РИА «Новости» отверг любую возможность отправки военнослужащих РФ в Афганистан.
Повышенное публичное внимание западных партнеров Кремля к теме «российской активизации» в Афганистане, а также некоторые другие непубличные признаки позволяют говорить о формировании в атлантическом сообществе «русской партии» - группы институтов и политических акторов, заинтересованных в усилении российского присутствия в Афганистане с перспективой делегирования Москве ответственности за урегулирование «афганского вопроса» (разумеется, в случае провала атлантической стратегии «умиротворения Талибана»). Насколько эта «русская партия» вписана в официальную стратегию НАТО, сказать пока трудно. Однако сам факт ее существования, а также ее статус «стратегической подстраховки» для западной коалиции у многих экспертов уже не вызывает сомнений.
В этой связи следует отметить, что наряду с публичными обращениями политических лидеров и экспертов из стран Североатлантического альянса к РФ относительно более «активного» российского участия в афганской кампании НАТО, экспертами Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) зафиксированы попытки неофициального, коммерческого «втягивания» граждан РФ в западные проекты на афганской территории.
По информации ЦИСА, около двух месяцев назад представители ряда международных организаций начали кампанию по привлечению российских граждан, владеющих языком пушту, к участию в «гуманитарных проектах» на юге Афганистана и на севере Пакистана. В этой связи выделяется деятельность представительства Красного Креста в России, сотрудники которого ведут настойчивый поиск российских граждан, знающих язык пуштунов, для приема на работу в качестве переводчиков. Реализацию этого проекта курируют сотрудники представительства Красного Креста, неоднократно бывавшие в Кандагаре, Пешаваре и других населенных пунктах афганско-пакистанского пограничья.
При более внимательном изучении «гуманитарного проекта» с поиском переводчиков для Красного Креста обнаруживаются любопытные детали. Так, например, очевидно, что основными участниками проекта с российской стороны могут быть практически исключительно военнослужащие - за редким исключением, языком пушту среди граждан РФ владеют в основном бывшие военные переводчики-офицеры Советской Армии. Такова специфика новейшей российской истории - на протяжении последних 30 лет язык пуштунов интересовал немногочисленных востоковедов-профессионалов (которые на роль простых переводчиков вряд ли подходят) да офицеров армии и спецслужб, занимавшихся «афганской проблемой» в силу служебной необходимости. Собственно, на них и оказывается объективно рассчитан «гуманитарный проект» Красного Креста в Пуштунистане.
Следует отметить, что, помимо военных и сотрудников КГБ, языком пушту еще владеют представители многочисленной афганской диаспоры на территории России. Однако представителей Красного Креста и других международных организаций интересуют исключительно те афганцы, которые имеют российское гражданство. Примечательно также, что организаторы проекта по поиску переводчиков с пушту пытаются выявлять лидеров афганской общины в России (в основном пуштунов). Официальная версия - «получение статистической информации о будущих переводчиках».
Эти обстоятельства дают основание полагать, что организаторов «гуманитарного проекта» для Пуштунистана интересуют в качестве переводчиков с пушту, во-первых, только граждане России, и, во-вторых, лица, зафиксированные как российские военнослужащие запаса.
По информации ЦИСА, работа по реализации «гуманитарного проекта» на российской территории идет сегодня весьма активно. «Собеседования в главном московском офисе Красного Креста в районе проспекта Мира уже прошли не один десяток человек, в том числе, бывшие выпускники военных и специализированных гражданских вузов СССР и РФ», - рассказал ЦИСА один из участников «гуманитарного проекта».
Активизация международных организаций в РФ по поиску «военных переводчиков» для Пуштунистана и совпадение этого «гуманитарного проекта» по времени с настойчивыми приглашениями российских военных в Афганистан, дали основание ряду экспертов увидеть между ними прямую связь. Согласно версиям этих аналитиков, не дождавшись «понимания» у официальных лиц в Кремле относительно необходимости «российской активизации» в Афганистане, заинтересованные западные акторы (те, которых мы условно назвали «русской партией») предприняли асимметричные усилия по привлечению военнослужащих запаса РФ в «афганский проект» НАТО - через гуманитарные международные организации.
Каким образом может быть впоследствии развита «стратегия втягивания» непопулярной в афганском общественном мнении России в Афганистан? На этот счет версии экспертов разнятся. Если через какое-то время на территории Пуштунистана окажутся несколько сотен граждан РФ, то так или иначе Москва будет вынуждена заниматься судьбой этих лиц, с которыми, кстати, может случиться все, что угодно в таком неспокойном регионе, как афганско-пакистанское пограничье. Похищения иностранцев здесь давно стали обыденным явлением.
Нельзя также исключать того, что активная работа граждан России среди пуштунских племен на севере Пакистана (то есть в местах базирования талибов), где как раз и работают структуры Международного Красного Креста, может быть при желании истолкована самым причудливым образом, вплоть до обвинений в связях с террористами, наркодельцами, торговцами оружием и т.д. С соответствующим сопровождением в афганских и международных средствах массовой информации. И с этими последствиями официальной Москве также придется работать.
Впрочем, нельзя исключать также и того, что некоторые заинтересованные структуры в России готовы идти на такого рода издержки. Ведь нанятые среди граждан РФ переводчики с пушту будут вместе с сотрудниками Красного Креста работать с заключенными и пленными пуштунами-талибами, многие из которых могут оказаться носителями весьма ценной информации, способной заинтересовать компетентные органы РФ.
Источник: Афганистан.Ру