Бакиев передумал уходить, а социальная рознь превратилась в межэтническую
23 апреля 2010г. ? 16 (894), Деловая Неделя, Казахстан
Революция выгнала Бакиева, но также открыла дорогу мародерам, восстанавливающим социальную справедливость по этническому признаку
Мадина МАРАТОВА, Мээрим СУЛТАНКУЛОВА, Бишкек, Маевка
Кыргызстан трясет вторую неделю подряд: министры, губернаторы, руководители госагентств меняются едва ли не каждый час; в пригороде Бишкека, селе Маевка, разгорелись настоящие боевые действия между самозахватчиками и хозяевами пахотных земель, превратившиеся в погромы по национальному признаку; временное правительство разрешает стрелять по мародерам, это не решает проблемы самозахватов. А тут еще и сбежавший Курманбек Бакиев объявился и вновь претендует из Беларуси на президентство, от которого отказался накануне не без помощи казахских властей. Однако, несмотря на хаос и безвластие, кыргызстанцы живут надеждой, что смогут построить по-настоящему демократическое государство.
Ночь арматур и пожаров
Самой трагичной после революционных событий 7 апреля стала ночь с 19 на 20 апреля. Несколько сотен беснующихся мародеров разгромили десятки домов турок-месхетинцев, жителей села Маевка, что в 5 км к северу от столицы. Формальный повод беспредельщиков - требование земли. Однако то, что маргинальных жителей новостроек специально подогревают и направляют на данные провокации, очевидно. Дело в том, что кыргызские силовики упустили братьев Бакиевых, криминальные и провокационные методы борьбы которых кыргызстанцы уже изучили за пять лет правления Курманбека Салиевича.
«Среди жителей новостроек начали ходить слухи, что всем нуждающимся новая власть даст землю. Я, отец пятерых детей, уже 12 лет скитаюсь по съемным квартирам, поэтому решил, что имею право получить землю. Молодые ребята вчера на митинге получили подпись исполняющего обязанности мэра Исы Омуркулова о том, что комиссия выделит нам землю. Мы пошли с ребятами на клеверное поле, начали размечать землю под строительство. Но хозяин земли, турок по национальности, выстрелил из двустволки и убил одного нашего парня. С ним были еще несколько сотрудников милиции. Мы разозлились, и началась потасовка», - рассказывает 41-летний Бакыт, участник погромов.
Свою версию рассказал родственник убитого жителя села Маевка Алик Алиев: «Когда мы узнали о том, что на наши поля претендуют, срочно вывезли из села женщин и детей. У нас около ста домов турков. Остались одни мужики, мы решили защищать свою землю и дома. Ближе к вечеру на нашу улицу Тепличная пришли около тысячи молодых ребят-кыргызов, среди них были подвыпившие, начали громить стекла в домах и машинах. Кто пытался оказать сопротивление, был жестоко избит. Моего родственника избили так, что он превратился в месиво и от побоев умер. Когда мы увидели, насколько агрессивна толпа, просто убежали. А когда вернулись, наши дома были подожжены, а скот угнан».
По приглашению местного айыл окмоту с утра того трагического дня жители села Маевка, в основном представители турецкой национальности, собрались для обсуждения ситуации. Но группа самозахватчиков в несколько сотен человек разогнала собравшихся, две машины с омоном скрылись, оказавшись не в силах контролировать ситуацию. Далее толпа направилась в сторону города Бишкек, действуя не стихийно, а вполне организованно. Получив отпор в Бишкеке (власти сказали, что свободная земля есть только за 24 километра в сторону аэропорта), они вернулись в Маевку и начали нападения по национальному признаку на предварительно помеченные дома.
У этнической ненависти была социальная подоплека - получившие в селе землю месхетинцы подозревались обойденными в очереди кыргызами в том, что они воспользовались родственными связями и взятками.
Первое нападение было совершено примерно 16-18.00 часов вечера небольшой группой пьяных людей с красными повязками. Выкрикивая лозунги, направленные против турков, и говоря, что они от Розы Отунбаевой, погромщики стали нападать на дома местных жителей, а те стали обороняться с ружьями и поначалу отогнали их. Потом напуганные жители турецкого квартала стали поспешно вывозить женщин, детей, имущество. А представители других этносов - мелом писать на воротах свою национальность.
Нападавшие за 2-3 часа перегруппировались и, собрав около 1000-1500 человек, в числе которых были не только пьяная молодежь, но и мужчины, а также женщины средних лет, повторили атаку. Нападение было исключительно направленно на турецкий квартал, первый же дом был сожжен дотла, позднее в нем был обнаружен труп молодого человека 20-25 лет турецкой национальности с перерезанным горлом и выколотыми глазами. Далее толпа, двигаясь по улицам, камнями выбивала стекла на окнах, но аккуратно не трогала дома, на которых были надписи: «кыргыз», «русские». Нападавшие были вооружены камнями, арматурой, деревянными балками, делали себе щиты из вырванных ворот, с ними ехали КамАЗы.
Местные жители говорят: «Видимо, кто-то давал наводку, и они действовали по заранее обговоренному плану».
Покинув турецкий квартал, погромщики подошли к той части села, где жили в основном русские, и толпа разбрелась, не нападая. Ее тоже встретили мужчины с ружьями, но никто не стал обострять - «тут повлиял фактор тесных связей с Россией».
Вот что рассказывает жительница Маевки Евгения Никулина: «Мы обзванивали всевозможные органы, в милиции нам сказали, что группа уже выехала, но никого не было до самой ночи. А войска были наготове и ждали приказа, который не поступал из-за того, что сняли министра обороны и на его место утверждали другого».
Русские дозвонились до российской авиабазы в Канте, и на следующий день в воздухе над Маевкой уже летал российский вертолет. Посетившие Маевку турецкие дипломаты не скрывали своего гнева и укоряли кыргызскую сторону за то, что они допустили такое после того, как Анкара пообещала медицинскую помощь раненым 7 апреля на площади. Жителям они сказали, что могут эвакуировать всех желающих в Турцию.
Среди погибших - и гражданин Казахстана Каптан Карипов, выходец из Кордая, женившийся на кыргызке и переселившийся в Маевку несколько лет назад. Его дом выжжен дотла, в сарае заживо сгорела корова. Все, что было ценного, мародеры вынесли, остальное разбили, и подожгли. Сам казахстанец был забит до смерти; нападавшие даже вырвали у него золотые зубы.
Всего этой ночью погибли пять человек, более 40 получили ранения. Таких жертв могло бы не быть, если бы силовики вовремя отреагировали, однако в МВД тоже страсти кипели вокруг личности нового главы.
Назначенному временным правительством министру Болоту Шерниязову, харизматичному оппозиционеру, но далеко не сотруднику милиции, правоохранители отказались подчиняться. Здесь сыграл факт, что Шерниязов не препятствовал избиению в Таласе министра внутренних дел Молдомусы Конгантиева 7 апреля. Милиция начала наводить порядок лишь после того, как министерство возглавил его заместитель - генерал Бакыт Алымбеков. Правда, и тут выяснилось, что Шерниязов не ушел в отставку (как было заявлено вначале), а вышел на больничный.
Как бы то ни было, из-за всех этих назначений и протестов бесчинствующие мародеры совершенно безнаказанно устраивали погромы и поджоги.
На следующий день пресс-служба МВД рапортовала: «В ходе проведения оперативных мероприятий задержано 130 участников беспорядков. По признакам преступления, предусмотренного ст.233 «массовые беспорядки» Уголовного кодекса Кыргызской Республики возбуждено уголовное дело. По предварительным данным, в медицинские учреждения с травмами различной степени тяжести доставлено 40 человек, в т.ч 10 сотрудников милиции, 5 человек погибло. Сожжено 3 автомашины органов внутренних дел».
Вот что заявил и.о. мэра Бишкека Иса Омуркулов: «Могу сказать однозначно, все эти выступления самозахватчиков провоцируют целенаправленно силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки. Людям раздают деньги и планируют такие погромы по всему периметру столицы. Есть люди, заинтересованные в разжигании гражданской войны».
Омуркулов не назвал тех, кому выгодно провоцировать людей. Но подчеркнул, что «власти контролируют ситуацию».
О том, как именно они это делают, можно было судить по постановлению, подписанному на следующий день главой временного правительства Розой Отунбаевой, согласно которому в случае нападений мародеров на объекты частной или государственной собственности силовики могут открывать огонь на поражение.
Однако жители села Маевка и жители столицы уверены, что погромы могут возобновиться. С этой целью добровольцы из простых граждан организовались в стихийные дружины. Такие же добровольческие бригады возникли и в самом Бишкеке. На следующий день после этнических столкновений в Маевке они решили провести заезд по районам массового самозахвата в пригородах кыргызской столицы, чтобы отговорить соотечественников от произвола и насилия.
Пресс-секретарь мэрии Бишкека Муса Конурова рассказал, какой власть предлагает людям без жилья компромисс: «Столица должна расти не вширь, а в высоту. В связи с этим мы с самозахватчиками ведем разъяснительную работу. По социальной программе «Долевое участие в строительстве высотных домов» каждый гражданин КР, предоставив соответствующие данные, подтверждающие наличие жилищного вопроса, может в законном порядке принять в нем участие. 60% от стоимости квадратного метра вносит долевой участник, а 40% - муниципалитет с беспроцентной ссудой на 5 лет. Под проект уже выделены земли в районах Джал, Тунгуч и Восток 5".
Впрочем, пока больше рассчитывают на убедительность не слов, а кулаков. Данияр Тербишалиев, обычный бишкекчанин, который в эти дни стал лидером народной дружины «Патриот», рассказывает: «Мы должны объединиться, для того чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию. В настоящее время всем стало понятно, что пока мы не возьмем ситуацию в свои руки, никто со стороны нам помочь не сможет. На данный момент в нашей дружине официально зарегистрировано 10000 человек, но мы надеемся, что их число увеличится».
Задачу автозабега по конфликтным участкам раскрывает Болот Садакулов, представитель штаба народного ополчения «Сакчы»: «Целью нашего штаба является устранение регионального, этнического раздора, установление стабильности и мира. Для достижения этой цели мы будем использовать идейное убеждение, главное наше оружие - слово. В регионах нас поддерживают, там тоже образованы народные дружины. А прецедент по земвопросу был еще создан в 2005 году, когда попытки самозахвата жестко не пресекались, согласно закону, это является причиной того, что мы сегодня здесь. Да, мы понимаем, на стадии развития революции не были выполнены многие обещания, народ был обманут и доведен до нищеты и отчаяния, что и взорвало ситуацию»
Более откровенен был представитель молодежного крыла «Сакчы» Ынтымак Ибрагимов: «Буквально за короткий период о Кыргызстане узнали даже, наверное и на Гаити, причем не с лучшей стороны. Мне стыдно, я не хочу гражданской войны, как в Афганистане, хаоса. Я патриот своей страны, и хочу призвать молодежь к единству и не идти на поводу провокаторов, которые предлагают сиюминутную выгоду и перемены - такого не бывает».
Привет из Минска
21 апреля кыргызстанцев вновь буквально трясло от ярости после заявления сбежавшего в Белоруссию Курманбека Бакиева. Экс-президент Кыргызстана заявил в штаб-квартире СНГ в Минске, что не признает свою отставку и готов ответить по закону.
Стенограмма выступления Курманбека Бакиева 21 апреля в здании исполкома СНГ, расположенного в Минске, Белоруссия. «Дорогие друзья, дамы и господа. Мой народ переживает страшную трагедию. Банда самозванцев объявила себя властью и творит беспредел, убивает мирных людей, разрушает жилища. Грабеж и насилие стали нормой жизни. Страна отброшена на десятки лет назад. Я как президент и как гарант Конституции Кыргызстана не снимаю с себя ответственность за катастрофу, которую переживает мой народ, и готов ответить за это по закону. Но это не значит, что я могу подчиниться бандитам и бросить свой народ в беде. В этой связи я заявляю следующее.
Первое. Я еще раз выражаю глубокие соболезнования всем родственникам и близким погибших.
Второе. Я не признаю свою отставку. Почему - объясню позже. Девять месяцев тому назад народ Кыргызстана избрал меня президентом, и я присягнул служить ему. Нет силы, которая заставит меня отказаться от моей клятвы. Только смерть остановит меня. Я, Курманбек Бакиев, законно избранный президент Кыргызстана, признанный мировым сообществом .
Третье. Все должны знать, что бандиты, которые пытаются захватить власть, - исполнители чужой воли и не имеют никакой легитимности. Кыргызстан не будет ничьей колонией. Мой народ хочет быть свободным и станет свободным, продолжит строительство современного независимого демократического государства.
Четвертое. 7 апреля 2010 года на основании Конституции Кыргызстана президентским указом я ввел чрезвычайное положение в ряде регионов страны. Я хочу, чтобы каждый гражданин Кыргызстана понимал, что, исполняя приказы банды, он ставит себя вне закона и становится соучастником преступлений со всеми вытекающими последствиями. Наказание за преступления неминуемо. Пятое. Я призываю лидеров мирового сообщества: не создавайте прецедент, не признавайте банду легитимной властью. Я настаиваю на проведении независимого международного расследования и наказании виновных в гибели людей, мародерстве и разжигании межнациональной розни.
Шестое. Я обращаюсь к политическим лидерам СНГ. Нашей свободе и независимости меньше двух десятков лет. Не отступайте перед грубой силой. Вы в ответе за свой народ.
Седьмое. Граждане Киргизии, не верьте, что мы одиноки. У нас есть надежные друзья, и их немало. Мы можем опереться на них в трудную минуту и спасти страну от большой беды.
Восьмое. Я сделаю все, чтобы вернуть жизнь в Кыргызстане в конституционное поле. И ни при каких обстоятельствах не позволю бандитам определять судьбу нашего народа. Я убежден: воля моего народа преодолеет смуту.
Благодарю за внимание».
Экс-президент Кыргызстана покинул страну 16 апреля. Сначала он направился в Казахстан, а во вторник стало известно, что он находится в Минске.
Вот как прокомментировал это заявление Омурбек Текебаев, член временного правительства: «Этим заявлением Курманбек Бакиев снова продемонстрировал неисправимую привычку опровергать собственные заявления и обещания. Просто для Курманбека Бакиева любой документ, включая и Основной закон, и заявление о сложении президентских полномочий, не более чем бумажка. Отказавшись от собственноручно написанного заявления, на этот раз Курманбек Бакиев злоупотребил доверием уже не народа Кыргызстана, а тех правительств, которые за него поручились. А именно США и Российской Федерации. Не секрет, что именно под гарантии руководителей этих держав, в целях предотвращения кровопролития временное правительство пошло на крайне непопулярный шаг, дав разрешение на выезд Курманбека Бакиева за границу».
Текебаев также подчеркнул: «Мы считаем Курманбека Бакиева и его окружение источником дестабилизации в Кыргызстане. Своим заявлением он еще раз доказывает, что имеет непосредственное отношение к самозахватам земли и беспорядкам в пригороде Бишкека. Я предлагаю, думаю, что члены временного правительства поддержат, обратиться к руководству Республики Беларусь с нотой об экстрадиции Курманбека Бакиева в Кыргызстан. Здесь ему предстоит предстать перед судом и ответить за свои преступления. Его заявление дает нам полное право и законные основания для такого требования».
Интересно также то, что попытку возврата Бакиева немедленно не признали в Кремле. «Устные заявления экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева не могут отменить его письменного заявления об отставке», - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Казахстан, как всегда, осторожно молчит, хотя, надо признать, Курманбек Салиевич здорово подставил Нурсултана Абишевича, который уже приписал себе лавры миротворца, заявив, что конфликт на юге Кыргызстана нейтрализован.
Летом - референдум, осенью - выборы
Зампредседателя временного правительства Омурбек Текебаев заявил, что перед ним стоят три неотложные задачи: установление правопорядка и законности на территории Кыргызской Республики; решение социально-экономических проблем, усугубившихся в результате последних событий, а также легитимизация государственной власти.
Как подчеркнул Текебаев, для решения данных проблем временным правительством создан проект программы «Возвращение к демократии». Целью проекта является восстановление доверия людей к выборам. По предварительным данным, предлагается 1/3 мест в Центральной комиссии по выборам и проведению референдума (ЦИК) предоставить представителям НПО, 1/3 ЦИК составят представители от политических партий, 1/3 - представители от международных организаций. По мнению Текебаева, участие международных организаций в процессе не только в качестве наблюдателей, но и организаторов выборов позволит повысить доверие народа к идее проведения честных и прозрачных выборов.
Всенародный референдум по новой Конституции пройдет 27 июня, парламентские выборы - 10 октября. Возможно, что и президентские выборы тоже пройдут 10 октября.
Несмотря на беспорядки, хаос и кадровую чехарду, большинство кыргызстанцев питают большие надежды на то, что страна станет на путь демократии, говорят опросы на улицах кыргызской столицы и некоторые политологи.
«Если последние 18 лет были в Кыргызстане инерционными, постсоветскими, то сегодня под ними подведена черта, мы подошли к стартовой отметке для возрождения», - полагает эксперт, экс-секретарь Совета безопасности КР Мирослав Ниязов.
Правда, по мнению Ниязова, надо менять не Основной закон, а людей во власти: «Надо раздевать политиков догола, вникать в их душу. Любой скомпрометировавший себя человек должен быть отстранен от власти. Сегодня мы понимаем, какие требования необходимо предъявлять будущему главе государства. И есть надежда, что следующий президент будет принципиально отличаться от предшественников».
Политолог Марат Казакпаев: «Оппозиция слишком привыкла критиковать»
- Как сегодня обстоят дела с легитимностью и эффективностью временного правительства? - Буквально до недавнего времени власть считалась нелегитимной - ошибка ее была в том, что оппозиционеры поторопились разогнать парламент - главный законодательный орган. На сегодняшний день ситуация такова - власть попросила выйти на работу депутатов, и 49 из 90 уже работают, выбран новый спикер жогорку кенеша, следовательно, легитимность теперь имеет юридическое основание.
Пока же на данный момент власть слаба и неэффективна по двум причинам: субъективной - нет опыта управления, поскольку оппозиция слишком привыкла критиковать и объективной - налицо общая неуправляемость страной. Временному правительству приходится действовать пожарными методами, и что усложняет работу - у нее пока отсутствует авторитет в народе. Как известно, на его наработку нужно время, а его, как всегда, не хватает. Но могу сказать, что правительство уже начало делать в этом плане первые шаги: повышается авторитет милиции - основы правопорядка, восстановление статуса служителей безопасности, также принято решение о выплате компенсаций в размере 100 тыс. сом пострадавшим во время революции милиционерам.
- Почему революция оборачивается мародерством? - Что касается послереволюционных фактов мародерства, то это естественный процесс, ведь под влиянием толпы человек теряет самоконтроль и становится способным на неадекватные действия. Но, конечно же, нельзя потакать посягательству на частную собственность. Относительно межэтнической розни - во время революции политически активными были на 90% только кыргызы, а нужно, чтобы активными стали все диаспоры КР, тогда конфликт, по-моему, пойдет на спад. Очень опасны спекуляции на социальной теме как инструменте разжигания межнациональной розни. Необходимо и дальше популяризировать государственный язык, а официальными сделать английский и русский. Также в Кыргызстане мы можем наблюдать феномен - разрыв коммуникации между столицей и регионами, что может являться причиной какого-либо рода новой дезинформации.