Разрешено - не значит можно
28.07.2010, Хроника Туркменистана
Туркменские власти прилагают все усилия, чтобы убедить мировое сообщество в том, что страна движется по пути демократических реформ, запретов становится все меньше, а прав и свобод - все больше.
Но власти даже не представляют, как искренне всем хотелось бы в это верить. И в первую очередь - самим жителям Туркменистана.
Гурбангулы Бердымухамедов, еще будучи только исполняющим обязанности президента, пообещал, что в случае его избрания главой государства, он обеспечит свободный доступ к интернету каждому гражданину страны.
Бердымухамедов выполнил свое предвыборное обещание. Доступ появился. Но под жестким контролем. Те интернет-ресурсы, которые, по мнению туркменских цензоров, клевещут, очерняют и искажают радужную действительность жизни в Туркменистане, блокируются. Списки «неугодных» сайтов постоянно обновляются и пополняются. Под запрет попали даже YouTube и LiveJournal. А попытки посещения подобных сайтов пользователями внутри страны внимательно отслеживаются. Чтобы знать, кто и насколько благонадежен.
В декабре 2007 года по миру разнеслась весть - новый президент отменил введенный Ниязовым запрет на подписку иностранной периодики.
Но, вглядевшись в новость повнимательней, стало понятно, что жители Туркменистана по-прежнему не могут выписывать зарубежные газеты и журналы. Только министерства и ведомства, и только «авторитетные научно-популярные и другие специальные издания периодической печати». И только по списку, утвержденному лично президентом.
В феврале этого года Бердымухамедов заявил о том, что в Туркменистане возможна многопартийность. Это прозвучало, как серьезная заявка на коренное реформирование политических прав и свобод граждан. Но вскоре выяснилось, что партия должна быть не какая угодно, а именно та, которую хочет президент - «аграрная». И заниматься она должна только тем, что сказал президент: «разъяснять и воплощать в жизнь аграрную политику государства». И курировать новоявленную партию будет монополист туркменской политической арены, любимое детище Туркменбаши - Демократическая партия Туркменистана.
А недавнее предложение президента вообще уже откровенно попахивало разрешением на «свободу слова, печати и средств массовой информации».
9 июля, выступая на заседании Кабмина, которое транслировалось национальным телевидением, глава государства подчеркнул, что уже неоднократно говорил о необходимости предложений по созданию частных печатных изданий. «Предложения о создании частных газет и журналов должны быть подготовлены, и работа по этому вопросу должна быть ускорена», - сказал президент. Но сказал он эту историческую фразу, обращаясь не ко всем, а персонально к своему близкому другу, главному куроводу страны - председателю Союза промышленников и предпринимателей Александру Дадаеву. И сразу же четко объяснил, чем должна заниматься «независимая и свободная» пресса Туркменистана: «печатать статьи о достижениях частных предпринимателей, обмениваться опытом [по развитию предпринимательства], рекламировать производимые товары».
Потом президент немного подумал и веско добавил: «Я хочу отметить, что эти вопросы [создание новой партии и частных СМИ] должны решаться не в спешке, за короткое время, а весьма взвешенно и продуманно».
В одном из своих первых интервью на посту президента, Бердымухамедов сказал: "С детства глубоко врезалась в сознание фраза: "Никогда не беги туда, куда можешь просто дойти". Думаю, что это универсальное жизненное правило, рожденное из древней народной мудрости, вполне применимо к историческому пути всей нашей страны".
Эта мысль давно уже стала культовой. Но не благодаря туркменскому президенту. Задолго до Бердымухамедова ее гораздо более емко, доходчиво и проникновенно выразил товарищ Саахов: «Э-э, нет, торопиться не надо!».
Да и действительно, куда теперь торопиться? Все необходимое, чтобы гордо отрапортовать Западу о небывалом разгуле свободы и демократии в Туркменистане, сделано: доступ к мобильному интернету есть даже у чабанов, пасущих отары в самых отдаленных уголках Каракумов; академики и министры взахлеб зачитываются зарубежными газетами и журналами; политические партии, которых раньше было раз - и обчелся, теперь плодятся, как «куры после дождя»; а независимая частная пресса своими острыми и злободневными публикациями завоевывает сердца миллионов подписчиков.