CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

С показательного суда сбегают подсудимые

27 ноября 2010

С показательного суда сбегают подсудимые

26.11.2010 Деловая Неделя

Мадина Маратова, Бишкек

Показательный суд по событиям 7 апреля власти Кыргызстана громко называют экзаменом для себя. Судя по оценкам правозащитников и международного сообщества, экзамен нынешние кыргызские власти с треском провалили с первого же дня.

«Бишкекский Нюрнберг» обернулся полным провалом с точки зрения права, однако не проводить его тоже было нельзя

После первого заседания суда по событиям 7 апреля 2010 года, на котором потерпевшие готовы были разорвать подсудимых и их адвокатов, на очередное заседание не явились трое обвиняемых. По некоторым данным, экс-руководитель аппарата президента Бакиева Каныбек Жороев, экс-генеральный прокурор Нурлан Турсункулов, бывшая руководитель секретариата президента Оксана Малеванная, не явившиеся в суд 22 ноября, исчезли из страны не без помощи посольств западных держав. Всех троих объявили в международный розыск, однако в обществе усиленно муссируются слухи о том, что неофициальную санкцию на побег эти трое получили от самих властей. Так или иначе, но большинство кыргызских правозащитников с пониманием отнеслись к возможному побегу подсудимых из страны. «Если бы мне и моей семье угрожали такой расправой и поджогом имущества, я бы сделала то же самое, - призналась руководитель коалиции «За гражданское общество» Динара Ошурахунова.- Трое исчезнувших подследственных не собирались сбегать раньше, они дисциплинированно участвовали в следствии и явились в суд. Но увидев реальную угрозу их безопасности, нервы не выдержали, они поняли, что никто не сможет обеспечить их безопасность. Я их не оправдываю, но с пониманием отношусь. Думаю, что потерпевшие своим поведением сами спровоцировали этот побег». Чолпон Джакупова, руководитель правовой клиники «Адилет», высказала мнение, что после такого «правосудия» нет надежды, что истинные виновные в расстреле людей предстанут перед судом: «После первого дня заседания, когда были нарушены все мыслимые и немыслимые процессуальные нормы, что происходило с попустительства судьи и прокурора, привело к тому, что безнаказанность породила вседозволенность.

Проведение подобного суда исключает возможность того, что самые главные виновники все-таки будут экстрадированы и предстанут перед судом. Ни одна цивилизованная страна не выдаст Бакиевых и других находящихся в бегах такому «правосудию». Тем временем заседания суда проходят ежедневно. Почти всем присутствующим подсудимым предъявили обвинения. По данным государственного обвинения, в доме правительства 7 апреля действовали 2 снайперские группы, состоящие из сотрудников «Арстана» и «Альфы». Группа с позывным «Орел», состоящая из снайперов «Альфы» подразделения Службы национальной безопасности (СНБ), располагалась на юго-западном и юго-восточном углах 6 этажного здания дома правительства под командованием некого Сильченко и Алмаза Жолдошалиева (подсудимый).

В группы входили Олег Ребенок, Женишбек Бабаибраимов, Канат Кадыров, Талантбек Мамбетов, Тимур Попов и Сергей Цигельников, все проходят по делу в качестве подсудимых. Вооружены они были снайперской винтовкой МС-13, автоматами, гранатометами и т.д. Вторая группа сотрудников «Арстан», относящихся к Службе государственной охраны (СГО) президента с позывным «Небо», располагалась на крыше здания. Подсудимые Алтынбек Ниязов и Урмат Камчыбеков заступили в 7.00 часов утра на дежурство по проведению контрснайперских мероприятий. Позже к ним присоединились старший группы Расул Байтоков, Султан Арбаев, Максат Карикеев, Майрамбек Тентиев, Рафаэль Мадраимов.

Они были вооружены автоматами АКС-74 и снайперскими винтовками - двумя винтовками системы Драгунова и одной «Тигр». По версии следствия, именно эти группы с 14.00 по 23.00 7 апреля непосредственно стреляли по мирным гражданам, стоявшим около ограды дома правительства. Например, Кадыров стрелял из МС-13, а Цигельников произвел несколько выстрелов из ручного гранатомета «Муха». Как считает следствие, данные действия привели к смерти от огнестрельных ранений 77 человек (у 40 человек имеются раневые каналы, направленные сверху вниз, а 9 человек застрелены с дальнего расстояния), а 306 человек, из них 12 подростков, получили ранения различной степени тяжести. Подсудимым предъявлены обвинения по статьям «Убийство» и «Покушение на убийство» Уголовного кодекса. Кроме этого, бойцы «Арстана» обвиняются по статье «Утрата оружия» УК КР. По версии следствия около 19.00 часов 7 апреля сотрудники СГО для сокрытия следов своего преступления оставили на чердаке крыши дома правительства две единицы СВД и одну винтовку «Тигр», которые впоследствии были утрачены. По версии следствия заместители СГО Данияр Дунганов и Нурлан Темирбаев, имевшие позывные 10 и 8, вместе с Жаныбеком Бакиевым осуществляли общее руководство снайперскими группами «Аостан» СГО и «Альфа» СНБ.

Гособвинение считает, что они отдавали приказы по рации о ведении прицельного огня по демонстрантам. Обоим предъявлено обвинение в соучастии в виде пособника в массовых убийствах, пособничестве в покушении на убийство, превышении должностных полномочий. Кроме этого, Темирбаев обвиняется в том, что самовольно оставил место несения службы, когда 9 апреля выехал из Кыргызстана в Таджикистан, а затем в Турцию, где находился до июня. Кстати, ни один из подсудимых вину свою не признал. Что касается троих исчезнувших подсудимых, то по версии следствия Каныбек Жороев и Нурлан Турсункулов были руководителями штаба по подавлению митинга 7 апреля, а Оксана Малеванная была их интеллектуальным пособником. Экс-генпрокурору Эльмурзе Сатыбалдиеву и экс-министру обороны Бакыту Калыеву также предъявлено обвинение в массовом убийстве и превышении должностными полномочиями. Показательный суд в обществе получил неоднозначную оценку. Простые граждане уверены, что истинные виновные наказания не понесут и «козлами отпущения» станут сотрудники «Альфы» и «Арстана», которые, по сути, исполняли приказ своего начальства, за неисполнение которого им грозил трибунал. Многие политики и правозащитники по-прежнему называют происходящее «судилищем».

Есть мнение и о воспитательной функции данного процесса, даже в таком виде. Асия Сасыкбаева, в бывшем правозащитница, а ныне депутат парламента от партии «Ата-Мекен», считает: «Многие проводят аналогию нашего суда с Нюрнбергским процессом. Тогда тот процесс действительно послужил хорошим уроком. В нашем случае можно было по-другому организовать судебный процесс, чтобы обеспечить всем участникам безопасность. Или же просто нужно было провести прямую телевизионную трансляцию, чтобы не было такого большого скопления агрессивно настроенных людей, подготовить участников процесса. Я думаю, вряд ли организаторы этого суда понимали, что они не готовы в полной мере проводить такие процессы, здесь перевесила эмоциональная сторона. Я думаю, что это не месть, а больше желание преподнести урок. И сейчас, если никто не ответит за содеянное 7 апреля, все может повториться».

dn.kz

Предыдущая статьяНовый нырок
Следующая статьяАзиатская карта Америки