CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Афганистан: Страх - постоянный спутник кабульских журналистов | Eurasianet: Russian Edition

6 мая 2011

Афганистан: Страх - постоянный спутник кабульских журналистов

Четверг, 5 мая, 2011 - 14:58, Eurasianet: Russian Edition

by Аунохита Моджумдар

В 2010 году при выполнении своих профессиональных обязанностей по освещению действий исламистов не погиб ни один афганский журналист. На первый взгляд, это хорошие новости. Но, по словам специалистов в области СМИ Афганистана, эта статистика также является поводом для беспокойства.

В целом в 2010 году в ходе освещения военных действий в Афганистане погибли два репортера, оба граждане иностранных государств, говорится в обнародованном недавно докладе Комитета защиты журналистов (CPJ). Случаи гибели журналистов сократились по сравнению с предыдущими годами не в результате принятия повышенных мер безопасности в отношении военных журналистов, а стали побочным продуктом проявления ими большей осторожности. "Хотя вооруженные действия активизировались, случаи гибели представителей СМИ не выросли в пропорциональном соотношении, что произошло в результате принятия мер осторожности при подготовке репортажей", - говорится в отчете комитета.

Условия работы афганских журналистов в некоторых аспектах немного улучшаются: в стране растет количество информационных изданий, что означает увеличение рабочих мест для журналистов, в обществе постепенно растет понимание значения независимой прессы. И все же постоянным спутником почти каждого афганского журналиста является страх. Вместо того, чтобы рисковать, многие журналисты отказываются от занятий журналистикой. Некоторые поддаются соблазну, переписывая пиар-релизы и выдавая их за новости.

"Безопасность - вот первопричина всех проблем, - говорит афганский журналист Фархад Пейкар (Farhad Peikar), работающий в одном международном информационном агентстве. - Мы не можем вести репортажи из любых уголков страны".

В отсутствие безопасных условий работы журналисты все больше и больше полагаются на самоцензуру. "Я дважды подумаю, прежде чем написать что-нибудь о наркобаронах или военачальниках и стараюсь быть предельно осторожным, постоянно взвешивая, может ли мой репортаж подвергнуть мою жизнь опасности", - говорит Фархад Пейкар.

Местные влиятельные фигуры и представители властей нередко сами пресекают появление нежелательных для них сообщений в СМИ. Только за один март месяц вестник Media Watch, выпускаемый на регулярной основе медийной афганской НПО Nai, зафиксировал целый ряд фактов притеснения и преследования журналистов, включая задержание кабульского репортера дорожной полицией и поступившее в адрес радиостанции западной провинции Бадгис незаконное распоряжение прекратить вещание якобы за оскорбление президента Хамида Карзая. Media Watch также сообщает о попытках поставить независимые СМИ под контроль властей, предпринимаемых представителями администрации Карзая.

Похоже, что в целом у афганских журналистов не сложились взаимоотношения с кабульскими властями. В частности, многие выражают недовольство закрытостью властей. Так, например, Фархад Пейкар - несмотря на свою работу в международном информационном агентстве - выразил разочарование тем обстоятельством, что афганские власти предпочитают беседовать с западными корреспондентами, а не их коллегами из местных СМИ.

В своей статье в еженедельнике "Killid" за 5 февраля журналисты Фарухлака Султани (Farukhlaqa Sultani) и Гулкохи (Gulkohi) подчеркивали, что к афганским журналистам в их собственной стране относятся как к гражданам второго сорта. "Новости и информация об Афганистане зачастую [сначала] появляются в основных западных средствах массовой информации, а затем уже переводятся афганскими СМИ", - писали они. Представители афганских властей любят, когда их цитируют в международной прессе, "потому что их больше волнуют правительства США, стран НАТО и западное общественное мнение, чем общественность Афганистана".

"Международные СМИ имеют больший вес и могут влиять на политику. Зачем им [правительственным чиновникам] беседовать с местными журналистами?" - цинично замечает один афганский журналист. Беседуя с нами на условиях анонимности по причине того, что ему не разрешается говорить от имени своей международной информационной организации, этот журналист заявил, что тенденциозность берет начало в самых верхах - в офисе президента Карзая.

"Хотя я им хорошо известен и работаю на известную организацию, в аппарате президента отказываются даже поставить меня на лист ожидания, не говоря уже о том, чтобы пригласить на пресс-конференцию, - говорит он. - Они считают меня недружественным журналистом, потому что мои репортажи носят критический характер".

По словам же представителей "Killid", в ведении которых находится также развитая сеть радиостанций, вот уже несколько лет они пытаются добиться интервью с президентом Карзаем. Их усилия пока не увенчались успехом, хотя президент регулярно находит время, чтобы побеседовать с международными СМИ.

Что касается других стран, то по случаю отмечаемого 3 мая Всемирного дня свободы печати демократическая организация Freedom House обнародовала свой ежегодный отчет о свободе прессы за 2011 год. Страны Кавказа и Центральной Азии не преподнесли никаких сюрпризов. Единственной кавказской страной, ситуация в которой в области СМИ была признана "частично свободной", стала Грузия. Армения и Азербайджан были причислены к категории "несвободных". В ту же категорию вошли и все пять бывших советских республик Центральной Азии. В списке Freedom House несвободных стран Туркменистан и Узбекистан заняли самые нижние строчки, уступив лишь Северной Корее.

От редактора: Аунохита Моджумдар является независимым индийским журналистом. Проживает в Кабуле.

eurasianet.org

Следующая статьяАфганистан: Сенат США размышляет о последствиях уничтожения бен Ладена для Афганистана | Eurasianet: Russian Edition