"Сирийский детонатор" для Ахмадинеджада
6 Мая 2011, Echo
Падение режима Башара Асада может отразиться на внутриполитической ситуации в Иране
А.ШАКУР
Ситуация в Сирии продолжает оставаться труднопредсказуемой. Потому как власти этой страны, как бы выражая готовность к диалогу с оппозицией, в реальности усиливают репрессии против нее. Но считать ли эти репрессии признаком силы или, наоборот, слабости режима - вопрос открытый.
В самом деле, страна бурлит уже далеко не один день. Волнения начались в середине марта после ареста в приграничном с Иорданией городе Дераа группы школьников, писавших на стенах антиправительственные лозунги. Люди вышли на улицы с требованием освободить подростков. Позже акции протеста прошли и в ряде других регионов страны, в частности, в городах Латакии, Баниясе, Хомсе, Хаме и даже некоторых пригородах Дамаска. В ходе столкновений манифестантов с сотрудниками правоохранительных органов в Сирии, по данным оппозиции, погибли более 500 человек. В свою очередь, по официальным данным, которые привело агентство САНА, с начала насилия, "развязанного наемниками против безопасности граждан и родины", погибли 70 гражданских лиц и 78 солдат и полицейских. Причем первая серия уступок оппозиции, включая объявленную президентом страны Башаром Асадом программу реформ и отмену чрезвычайного положения, накала протестов не сбила.
Теперь власти вновь заявляют о готовности к диалогу с оппозицией. Как пишет Lenta.Ru со ссылкой на The Christian Science Monitor, поиском переговорщиков среди оппозиционеров занимается один из ближайших советников президента Сирии Башара Асада Бутайна Шаабан. Пока что, отмечает газета, успеха он не достиг. По приведенной изданием версии, манифестанты не желают идти на диалог с сирийскими властями. Кроме того, местная оппозиция крайне неоднородна, поэтому у нее нет явных лидеров, которые были бы способны представлять интересы противников режима.
Однако на деле куда большее значение имеет другое: власть на фоне призывов к диалогу развернула кампанию репрессий против оппозиции. Как уже сообщалось, войска устроили массовую зачистку в городе Дераа. Теперь, правда, власти подчеркивают, что приняли решение вывести войска из мятежного города. "Армия выполнила свою миссию в Дераа и начнет вывод войск в ближайшие часы. Это будет происходить постепенно, и спокойная обстановка воцарится в городе", - заявил в четверг, 5 мая, генерал внутренних войск Сирии Риада Хаддада, которого со ссылкой на агентство Франс Пресс цитирует РИА "Новости". О скором завершении операции стало известно еще накануне. Военные отчитались о том, что им удалось выполнить большую часть стоявших перед ними задач по обезвреживанию "вооруженных бандитов" и "террористов".
Однако имам мечети аль-Омари (главного оплота повстанцев) - шейх Ахмед ас-Саясина - опроверг заявление властей о наличии в городе вооруженных бандгрупп. Он отметил, что у манифестантов нет оружия и их нельзя назвать экстремистами. К тому же, как напоминают наблюдатели, войска вводились не только в Дераа. Как сообщает BBC News, в ночь на среду, 4 мая, в Хомс вошли танки и бронетранспортеры. Позже в среду тяжелая бронетехника блокировала город Растан, пишетReuters. Также, по данным агентства, в течение двух дней войска разместились в Баниясе и пригородах Дамаска - Эрбине и Теле. Кроме того, военные действуют еще в двух пригородах Дамаска - Думе и Сакбе, сообщают "Аль-Джазира" и Sky News. Кроме того, в среду, по данным Sky News, в самом Дамаске сотрудники охраны правопорядка разогнали демонстрацию, организованную студентами местного университета. Манифестанты требовали прекратить военную операцию в Дераа.
В среду вечером бронетехника и грузовики с солдатами появились на кольцевой дороге Дамаска в связи с волнениями в окрестностях сирийской столицы, сообщает ИТАР-ТАСС. Таким образом президент страны решил дать понять демонстрантам, что он намерен оставаться у власти и не собирается идти на уступки протестующим. Кроме того, солдаты врывались в дома жителей пригорода Дамаска - Сакбы и проводили массовые аресты возможных участников недавних антиправительственных выступлений. По словам свидетелей, аресты, видимо, проводили солдаты из 4-й дивизии, которой командует Махер Асад - брат президента Башара Асада.
"Перед тем как проникнуть в город, они вывели из строя системы связи", - добавил очевидец арестов, отметив, что жители Сакбы сопротивления не оказывали, а демонстрации здесь проходили мирно. По данным главы правозащитной организации "Ихсан" Висама Тарифа, число арестованных участников антиправительственных демонстраций в Сирии достигло 8 тысяч человек. Большинству из них может быть предъявлено обвинение в нанесении ущерба авторитету государства и его интересам, которое, в случае признания вины, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
А министерство внутренних дел Сирии призвало в понедельник людей, совершивших "противозаконные действия", сдаться властям до 15 мая, чтобы избежать преследования. В распространенном заявлении МВД говорится, что "граждане, которые были введены в заблуждение и принимали участие в действиях, наказуемых по закону или совершили их", должны сдаться властям до 15 мая 2011 года. К числу наказуемых деяний, как следует из заявления, относятся "ношение оружия, нарушение правопорядка и распространение лживой информации".
В нем также содержится призыв сообщать о "провокаторах, террористах и местах хранения оружия". Сдавшиеся властям, говорится в заявлении, "будут освобождены от наказания и преследования по закону".
Эксперты, впрочем, предупреждают: нередко такая волна репрессий является признаком слабости режима, а не его силы. Не говоря о том, что реформы в Сирии запоздали сверх всякой меры.
Наконец, многие эксперты усматривают во вспыхнувших волнениях и заметное влияние внешних событий, в частности, назревающего в зоне Персидского залива конфликта между Ираном и арабскими нефтяными монархиями. В том, что конфликт этот - реальность, сомнений нет. Во всяком случае глава генштаба Вооруженных сил Ирана генерал Хассан Фиразабади заявил: "Арабские диктаторские режимы были не в состоянии справиться с народными мятежами. Вместо того, чтобы пытаться создать невозможный единый арабский фронт против Ирана, им следует прекратить совершать ужасающие преступления, отказаться от власти и разрешить народам выбрать свое собственное будущее". Генерал провозгласил "крушение эпохи арабских диктаторских режимов".
Согласно порталу MIGnews, Фиразабади также осудил "заговоры арабских деспотий, которые пытаются создать свое собственное национальное лицо путем похищения национального лица других". Генерал имел в виду распространенную в арабском мире и на Западе привычку называть Персидский залив "Арабским морем". Генерал сказал: "Персидский залив всегда принадлежал, принадлежит и будет принадлежать Ирану".
Позиция Дамаска имеет здесь ключевое значение, тем более что Сирия, несмотря на то, что является арабской страной, союзник Ирана - вплоть до того, что во время войны Ирана с баасистским Ираком баасистская же Сирия разорвала с Багдадом дипломатические отношения. Более того, именно проиранская "Хезболлах" в Ливане представляла собой основу просирийских сил, в то время как противостоящий ей лагерь, и прежде всего суннитские партии сторонников Рафика аль-Харири и его сына Саада Харири, пользовались поддержкой и Запада, и Саудовской Аравии.
Но вот что по поводу такого выбора властей думают на улицах Дамаска, Дераа, Хомса - вопрос открытый. Тем более что в Сирии большинство населения - сунниты, а не шииты, и это все-таки арабская страна.
Так или иначе, очевидно, что ослабление, а тем более падение режима Асада окажется тяжелым ударом по Тегерану. Где и так на фоне обострения конфликта с арабскими странами Залива заметны признаки внутренней нестабильности. И если раньше речь шла об акциях протеста молодежи, то теперь аналитики обсуждают усилившийся раскол в верхах - нарастающие противоречия между президентом страны Махмудом Ахмадинеджадом и духовным лидером Ирана Али Хаменеи.
Еще недавно казалось, что этот раскол преодолен. Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад впервые за 8 дней появился в президентской резиденции. Как сообщает иранское официальное информационное агентство IRNA, 1 мая он пришел на заседание правительства. Днем ранее более двух третей депутатов меджлиса - иранского парламента обратились к президенту с призывом вернуться к исполнению своих должностных обязанностей. Однако президент Ирана выразил желание выступить с телеобращением к народу, но, по данным иранского информационного портала 7esobh, ему посоветовали записать это обращение заранее. Президент же потребовал прямой эфир, которого не получил. Что уже само по себе беспрецедентный шаг. Напомним, что Ахмадинеджад не появлялся в президентской резиденции с 22 апреля. Он пропустил как минимум два заседания правительства, хотя до этого выступал в парламенте и на заседаниях Кабинета министров чуть ли не каждый день. Также президент Ирана отменил официальный визит в религиозную столицу страны город Кум и несколько раз проигнорировал вызов во дворец аятоллы Али Хосейни Хаменеи.
На этом фоне поражение на "сирийском фронте" не может не взвинтить в Иране внутриполитическую напряженность, предупреждают эксперты.