Таджикистан: Переименование милиции не может скрыть проблем с имиджем
Четверг, 5 мая, 2011 - 15:00, Eurasianet: Russian Edition
Следуя примеру России, главная правоохранительная структура Таджикистана вскоре перестанет называться советским названием "милиция" и превратится в полицию. Однако, по словам душанбинских правозащитников, реальные реформы за переименованием не стоят.
На первый взгляд, судя по официальной статистике, свидетельствующей о низком уровне уличной преступности, у жителей Таджикистана есть причины испытывать удовлетворение от работы милиции/полиции. Но статистика отнюдь не дает полной картины. По широко распространенному мнению, в стране наличествует засилье коррупции - и, как результат, возмущение в обществе. "Последнее место, куда я пойду со своей проблемой, это милиция", - говорит житель Душанбе, отрекомендовавшийся как Дильшод.
"Милиция охраняет богатых и защищает организованную преступность:Большинство таджикистанцев не доверяют ей", - отмечает он, выражая укоренившиеся в обществе настроения. В последнем Индексе восприятия коррупции антикоррупционной организации Transparency International Таджикистан занял 154 позицию из 178 фигурирующих в исследовании стран.
Проблема с имиджем правоохранительных органов простирается намного дальше мелкого взяточничества. Многие жители Таджикистана полагают, что представители данной структуры регулярно прибегают к незаконным методам для выбивания признаний из подозреваемых.
Так, например, 1 марта сотрудники милиции в штатском арестовали Сафарали Сангова, предъявив ему обвинение в торговле наркотиками. Позже в тот же день Сафарали Сангов оказался в реанимации с переломами позвоночника, тазобедренного сустава и носа. Четыре дня спустя он скончался. По заявлению МВД, он получил травмы, пытаясь совершить самоубийство, выпрыгнув из окна второго этажа здания ОВД. Правозащитники же подозревают, что к Сангову были применены незаконные методы воздействия.
Отсутствие прозрачности в работе данных структур и недостаточное количество законов о пытках делает борьбу со злоупотреблениями со стороны правоохранительных органов практически невозможной, говорит директор местного общественного Бюро по правам человека и соблюдению законности Наргис Зокирова. Количество подобных инцидентов трудно установить, однако пытки по-прежнему остаются широко распространенным явлением, отмечает она.
До тех пор, пока "независимым наблюдателям будет заказан доступ в закрытые учреждения [:] и пострадавшие не будут сообщать о случившемся из страха перед репрессиями, уровень применения пыток так и будет оставаться тайной за семью печатями", - говорит Наргис Зокирова. Бюро добивается проведения независимого расследования по делу Сангова, добавила она.
С 2008 года Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе финансирует проведение полицейской реформы в Таджикистане, целью которой, среди прочего, является решение проблемы пыток. В целом, по словам советника ОБСЕ по вопросам полиции и борьбе с терроризмом Оливера Джансера (Oliver Janser), есть лишь небольшой процент сотрудников органов, который пятнает репутацию всей правоохранительной системы. "Мы добились немалого за очень короткий промежуток времени", - подчеркивает он, отвергая раздающуюся в адрес программы ОБСЕ критику, что та практически не приносит плодов, тогда как на ее реализацию тратится по 100 тысяч евро в год. Переименование милиции в полицию, на его взгляд, является "неплохим стартом" на пути создания более профессиональных правоохранительных органов.
В недавнем докладе о реализации полицейской реформы ОБСЕ на территории Центральной Азии, подготовленном при содействии Фонда "Открытое Общество", говорилось, что вплоть до настоящего времени реформирование полиции носит "бессистемный характер". В отчете под названием "Переоценка роли программ ОБСЕ по оказанию содействия полиции в Центральной Азии" отмечалось, что "несмотря на повышение интереса ОБСЕ к реформированию правоохранительных органов Таджикистана и быстрое расширение сферы деятельности в этом направлении, в действительности сами представители ОБСЕ признают, что никакого реального реформирования в данной области не происходит". [От редактора: EurasiaNet.org функционирует под эгидой Фонда "Открытое Общество"].
Переименование милиции в полицию является чисто косметической мерой, полагает автор доклада Дэвид Льюис. "Пока ничто не указывает на более глубокие преобразования в правоохранительных органах. А перемена названия - лишь малая толика того, что требуется сделать", - подчеркивает он.
По словам преподавателя Университета Брэдфорда Дэвида Льюиса, ОБСЕ следует наметить для себя реалистичные цели и определить критерии прогресса на этом пути. "В настоящее время предпринимаются лишь некоторые попытки провести ограниченную модернизацию правоохранительных структур, без особых указаний на осуществление более фундаментального реформирования", - подчеркивает Льюис. Отметив отсутствие в Таджикистане "политической воли" к реформированию, он порекомендовал ОБСЕ пересмотреть "свою оценку того, чего можно достичь, в пользу более умеренной".
Оливер Джансер, возмущенный составленным Льюисом докладом, настаивает, что в Таджикистане "наличествует политическая воля" к проведению полицейской реформы.
"Если они [чиновники Таджикистана] обсуждают это [реформы], если они взаимодействуют в этом направлении, то это уже большой шаг вперед, - говорит он, выступая в защиту политики взаимодействия. - Вы игнорируете власти, ущемляющие права человека? Или пытаетесь научить их действовать в рамках законности?" ОБСЕ "выступает за расследование фактов нарушения прав человека".
Реформаторы надеются, что процесс реформирования подтолкнет вперед самокритика. В частном порядке даже некоторые сотрудники правоохранительных органов говорят, что потрясены размахом коррупции. "Некоторые из моих коллег получают по 100 долларов месяц, но у них машины по пять тысяч долларов. Можете сами посчитать. Почти все сотрудники милиции этой страны в той или иной степени коррумпированы", - говорит один из сотрудников Агентства по контролю за наркотиками. Правда, "в основной своей массе они просто берут небольшие взятки, не больше", добавляет он.
26 апреля, откровенно признав факт существования такой проблемы, директор Государственного агентства по борьбе с коррупцией Фаттох Саидов подтвердил, что МВД является самой коррумпированной из правоохранительных структур страны. "Некоторые сотрудники милиции совсем потеряли совесть", - отметил он, сообщает информагентство "Азия-Плюс".
"Реформа не осуществляется в одночасье, - доказывает Оливер Джансер. - Полицейская реформа будет заострять на этом внимание вновь и вновь, пока в один прекрасный момент не произойдут изменения".