«Jamestown»: Хлопок, детский труд и двойные стандарты США в отношении Узбекистана (II)
06.05.11 12:26, Zamandash press
США повторяют политические ошибки в Узбекистане (II)
(Окончание). Вопрос о сезонном «принудительном» труде во время сбора хлопка в Узбекистане уже был поднят Международной организацией труда (МОТ). Судя по всему, G-TIP взял в основу перечень Управления ООН по наркотикам и преступности. Он пришел к выводу, что даже при отсутствии достаточных элементов торговли людьми и международной преступности, сезонная мобилизация труда детей и взрослых для сбора урожая хлопка является одним из видов незаконной торговли людьми. Но это не соответствует определениям «жестоких форм незаконной торговли людьми и их незаконного ввоза», как это определено в «US Trafficking Victims Protection Act».
Всё же даже в самом недавнем отчете Управления ООН по наркотикам и преступности в секции по Узбекистану нет никакого упоминания о мобилизации студентов и госслужащих в сборе урожая хлопка. На самом деле в отчете управления говорится, что Узбекистан делает больше, чем его соседи, в расследовании преступлений, связанных с незаконной торговлей людьми, в частности в использовании женщин для предоставления сексуальных услуг, а также в использовании трудовых мигрантов. Также стоит отметить, что ни ЮНИСЕФ, занимающийся защитой прав ребенка, ни ПРООН, ответственная за вопросы человеческого развития, не упоминали о проблеме торговли людьми на своих веб-сайтах в Узбекистане.
Хотя МОТ частично выступает против использования труда студентов и школьников во время сбора урожая хлопка, поскольку это отрицательно влияет на образование детей в Узбекистане, в 2007 году в отчете ПРООН по образованию в Узбекистане отмечается, что страна тратит на образование 10,8% от общего ВВП, и что имея показатель грамотности в 99,3%, Узбекистан превосходит Италию, Испанию и многие другие страны. Индекс образования в Узбекистане в 0,92% сравнивается со средним мировым индексом образования, который составляет 0,77%. Также стоит отметить, что год за годом значимость хлопкового производства в Узбекистане снижается, поскольку страна медленно диверсифицирует свою экономику.
Еще одна ирония в странном решении G-TIP взять подобный агрессивный курс заключается в том, что два региональных соседа Узбекистана, получивших более высокую оценку в отчете G-TIP, получили неутешительные результаты в отчетах МОТ. Кыргызстан не подготовил требуемые отчеты за несколько дней, Таджикистан еще не ратифицировал большую часть конвенций МОТ, в том числе конвенцию о принудительном труде.
Несмотря на то, что G-TIP поднял вопрос об использовании принудительного труда в сборе хлопка в Казахстане и Таджикистане, он был готов принять правительственные гарантии о том, что работа в этом направлении осуществляется. Более того, в обоих случаях G-TIP в своих отчетах расхваливает прогресс в этих странах, несмотря на отсутствие общего прогресса в области незаконного использования труда и сексуальной торговли. Казахстан, в частности, является пунктом назначения для узбеков и таджиков, приезжающих туда в поисках работы. Однако власти страны мало что сделали, чтобы решить эту проблему. У Азербайджана и Кыргызстана также есть проблемы, касающиеся принудительного труда во время сезонного сбора урожая. Однако в этих странах объем производства незначителен, и G-TIP, очевидно, не заметил этой проблемы. Также существенную роль в этом сыграл тот факт, что объем хлопкового производства в этих странах чрезвычайно мал по сравнению с объемом производства в Узбекистане. По определению ООН и «Trafficking Victims Protection Act», жертвами незаконной торговли людьми являются те, кто нанимаются и транспортируются на место работы под угрозой использования силы или других средств устрашения, чтобы контролировать их с целью эксплуатации. Почти нет сомнений в том, что включение сезонного сбора хлопка в определение незаконной торговли людьми и их незаконного ввоза будет иметь обратный эффект в будущем. Возможно на этот раз это будет реакция, которая окажет влияние на жизненно важные интересы Америки в Афганистане, а не только на молодых узбекских женщин, уезжающих за границу.
Исходя из заключений промежуточного отчета, Узбекистан, скорее всего, получит рейтинг «Tier 3» в предстоящем отчете за 2011 год. Таким образом, искренние действия узбекского правительства, которые оно предпринимало и внедряло для улучшения ситуации в области незаконной торговли людьми и использования труда - в основном используя свои собственные ресурсы и поддержку МОТ и Управления ООН по наркотикам и преступности - будут проигнорированы. Руководство Узбекистана считает, что независимо от всех усилий, предпринимаемых для улучшения ситуации, для офиса G-TIP этого всегда будет недостаточно. Любопытно, что несмотря на акцент и столь пристальное внимание G-TIP к Узбекистану, он никогда не ставил приоритетом финансирование для Узбекистана и отказал в финансировании проекта Управления ООН по наркотикам и преступности, который частично финансировался Швецией и Финляндией с той целью, чтобы повысить способность Министерства внутренних дел Узбекистана расследовать преступления в этой сфере.
Последствиями присвоения рейтинга «Tier 3», вероятно, станет то, что узбекское правительство откажется от эффективной работы по разрешению проблем незаконной торговли людьми, и возможно даже откажется предоставлять свою территорию для осуществления поставок через ССП. Все это происходит из-за неверного толкования или из-за чрезмерного влияния политических деятелей на политику G-TIP. Политический статус проблемы незаконной торговли людьми, особенно поскольку это связано с сексуальным порабощением женщин и детей, похоже, изолирует G-TIP от необходимости учитывать международные политические реалии, даже тогда, когда бюро, похоже, действует не в рамках своей деятельности и юридического мандата.
Умида Хашимова «Jamestown», 4 мая 2011 года Перевод - «Zpress.kg»