CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ЭХО - за рубежом - "Турецкий гамбит" для Ахмадинеджада

24 октября 2012

"Турецкий гамбит" для Ахмадинеджада

Попытка Ирана "сблизиться с Турцией" не удалась?

24 октября 2012/ ЭХО

НУРАНИ

Анкара и Тегеран продолжают обсуждение цены на газ. Причем самое неприятное, что обсуждение это идет в Международном арбитражном суде. Иран, напоминают эксперты, наряду с Азербайджаном и Россией, один из основных экспортеров газа в Турцию. Однако зимой нынешнего года Анкара обвинила своего восточного соседа в недопоставках газа. Более того, турецкий партнер - Вotas - не исключает и возможности оспорить цену на газ как таковую.

Теперь же, как сообщает Тrend со ссылкой на газету The Lira, министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сообщил, что Иран, скорее всего, снизит цену на газ, экспортируемый в Турцию. По словам министра, Иран предложил определенную скидку на цену на газ, однако, это не устроило Турцию, и страна намерена добиваться цены, которую определила сама. Йылдыз также выразил уверенность в том, что если Иран не согласится на большую скидку в цене, Международный арбитражный суд все равно решит дело в пользу Турции. Большинство экспертов рассматривают это заявление Танера Йылдыза не только и не столько в экономической, сколько в политической плоскости. Очевидно, Иран стремится "снизить накал" в своих отношениях с Турцией, вызванный, как нетрудно догадаться, сирийским кризисом, где позиции двух стран разошлись диаметрально. Возможно, в этой же плоскости следует рассматривать и обещание Тегерана начать экономическое сотрудничество с Турецкой Республикой Северного Кипра, прозвучавшее на бакинском саммите Организации экономического сотрудничества.

В самом деле, повод для беспокойства у Тегерана есть. До поры до времени на "сирийские разногласия" можно было, если угодно, не обращать внимания, но сегодня, когда Дамаск и Анкара оказались (с подачи сирийского режима) на грани полномасштабной войны, ситуация переменилась коренным образом. Тем более что "случайные обстрелы" турецкой территории из Сирии продолжаются. Показательно, что в Анкаре, где ранее весьма прохладно отнеслись к призыву США и ЕС поддержать введенные против Ирана санкции и даже достигли в этом вопросе понимания с Вашингтоном и Брюсселем, теперь заговорили о снижении импорта иранской нефти и газа. Очевидно, что на этом фоне Иран решил продемонстрировать свои симпатии к Турции, где цена на газ казалась наиболее наглядным и эффективным инструментом.

Но вот насколько эта тактика оказалась успешной - вопрос открытый. Во всяком случае, изрядную пищу для размышлений здесь дает продолжающийся в Анкаре судебный процесс над 11 лицами, обвиняемыми в шпионаже в пользу Ирана. Еще на минувшей неделе турецкая прокуратура потребовалаприговорить к длительным срокам заключения одиннадцать человек, обвиненных в шпионаже в пользу Исламской республики Иран. Как поясняет газета Today's Zaman, по версии прокуратуры, осужденные продавали иранским спецслужбам секретные документы, причем брали совсем недорого - примерно 800-900 турецких лир (чуть больше 400-450 долларов) за экземпляр. Проданные документы принадлежали армии и "Национальной разведывательной организации". Среди документов были, в том числе, материалы о нефтяном месторождении в провинции Идир. Согласно обвинительному заключению, иранские спецслужбы вербовали турецких агентов по следующей схеме: власти Исламской республики чинили препоны бизнесменам из Турции, работающим в Иране, например, создавая проблемы на таможне. Затем к бизнесменам обращались представители спецслужб и предлагали устранить бюрократические препоны. Согласившихся просили об ответных услугах

Решением военного трибунала все 11 были признаны виновными. А среди представленных суду доказательств оказались рукописные записи, перечисляющие недавние турецкие военные покупки. Один из обвиняемых признался, что ему было поручено фотографировать военные и стратегические объекты Турции. Все обвиняемые получили по 20 лет тюрьмы.

Как отмечают эксперты, в мире спецслужб есть множество способов решить подобного рода проблемы "по-тихому", не привлекая особого внимания и уж тем более не допуская утечек в прессу. Но в Турции в те же дни, когда Иран отчаянно предлагал экономическое сотрудничество с Северным Кипром и снижение цены на газ, в Анкаре обозначили иранский интерес к турецким стратегическим объектам и военным поставкам.

Впрочем, понятно и другое. Как отмечают многие эксперты, если вскоре после прихода к власти в Турции правительства Эрдогана эксперты заговорили о "медовом месяце" в отношениях Анкарыи Тегерана, то теперь оценки изменились коренным образом. Первым "тревожным звонком" оказалась серия скандальных решений иранских властей, направленных против турецких бизнесменов. Одним из первых пострадавших оказался турецкий сотовый оператор Turkcell заключил в Иране весьма выгодный контракт на создание системы сотовой связи.

Проект создания масштабной сети сотовой сети в Иране был задуман в 2003 г. В стране с 70-миллионным населением работает лишь один местный оператор, который обслуживает всего 5 млн. абонентов. По словам бывшего министра связи Ирана Ахмада Мотамеди, страна отстает от остального мобильного мира не менее чем на 10 лет. Специалисты указывали: если учесть, что из 70-миллионного населения две трети - молодежь до 30 лет, о таком грандиозном рынке любой сотовый оператор может только мечтать. В феврале 2004 г. Turkcell выиграла конкурс на создание в Иране второго сотового оператора. Общая стоимость проекта оценивалась в 3 миллиарда USD.

Но получить выгодный контракт в Иране Turkcell не удалось. Сделку не одобрил меджлис Ирана. Как тогда сообщала наша газета, представители прозападных прагматиков, как того и следовало ожидать, выступили за привлечение иностранных инвестиций в иранскую экономику вообще и одобрение контракта в частности. Но зато муллократы были категорически против. Причем выдвигали при этом "неотразимый" в условиях иранской политической конкретики аргумент: мол, у Turkcell есть связи с израильскими компаниями сотовой связи, то есть с сионистским врагом, а, следовательно, придя на иранский рынок сотовой связи, Turkcell немедленно поставит сеть GSM в Иране на службу израильской разведке. В конце концов турецкую компанию с перспективного рынка просто выбросили, отдав пакет южноафриканцам.

Еще раньше, в мае 2004, года иранские власти выслали из страны персонал турецкой компании TAV, точно так же обвинив ее в "шпионаже" в пользу Израиля. Компания строила в Иране международный аэропорт Тегерана, вложила в проект 15 миллионов долларов, но наутро после того, как аэропорт стал принимать авиарейсы, турецких граждан бесцеремонно вытолкнули из страны. Теперь та же комбинация разыгрывается с газовой сделкой. Наконец, сорвалась и нашумевшая газовая сделка, предусматривавшая участие Турции в освоении месторождения "Южный Парс" и строительстве газопровода для экспорта иранского газа в Европу. А уже в минувшем году в Иране демонстрировали недовольство решением Турции разместить на своей территории радар американской системы ЕвроПРО. Словом, на этом фоне резкая реакция Турции на действия ближайшего союзника Тегерана - Дамаска - не могла не заставить Иран занервничать. Но вот обещания снизить цену на газ для разблокирования кризиса может оказаться явно недостаточно.

Но вот масштабную ссору с Турцией Иран тоже не может себе позволить. В особенности теперь, когда усиливающееся международное давление дополняется острейшим внутренним кризисом. Президент страны Махмуд Ахмадинеджад стремительно теряет властные рычаги. Дошло до того, что минюст Ирана отклонил прошение президента республики Махмуда Ахмадинеджада посетить тюрьму "Эвин", где содержится один из его советников Али Акбар Джаванфекр. Как сообщают интернет-СМИ, Минюст объяснил такое решение нецелесообразностью визита, в то время как страну поразил экономический кризис, последовавший вслед за введением ЕС санкций против Ирана.

Показательно и другое. Как напоминают журналисты, главу иранского государственного информагентства IRNA Али Акбара Джаванфекра приговорили к шести месяцам тюремного заключения, обвинив в публикации материалов, оскорбляющих духовные ценности ислама и общественную мораль. В январе революционный суд Тегерана приговорил Джаванфекра к одному году тюрьмы, однако после апелляции стороны защиты этот приговор был смягчен до полугода заключения. Кроме того, по решению суда директор IRNA в течение пяти лет не сможет участвовать в деятельности политических партий, групп и ассоциаций, а также СМИ.

Плюс ко всему представитель верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи в КСИР Али Саиди-Шахруди в интервью газете Etimad заявил: Корпус стражей исламской революции (КСИР) сожалеет, что поддерживал президента Махмуда Ахмадинеджада в прошлом. "Я признаю, что я поддерживал Ахмадинеджада в прошлом, но у нас не было точного знания, что у него на уме, и что он хочет делать в будущем", - отметил Саиди-Шахруди. Ахмадинеджад, возможно, был героем, но он вел себя так, чтобы люди, которые были на его стороне, перешли на сторону оппозиции, сказал Саиди-Шахруди. По его словам, КСИР поддержал Ахмадинеджада во время его президентства в 2009 году, но они не знали, чем это обернется. При этом, напомним, в своем противостоянии с муллократией Ахмадинеджад рассчитывал именно на поддержку Стражей исламской революции, басиджей и т.д. Возможно, конечно, что Саиди-Шахруди выдает желаемое за действительное, однако его заявление не оставляет сомнений: в разворачивающемся в Иране внутриполитическом противостоянии "силовой компонент" будет играть едва ли не ведущую роль.

echo.az

Предыдущая статьяСтатья: Иннокентий Адясов: «Эпидемия распада» вплотную приблизилась к России: наиболее слабое звено - Узбекистан - ИА REX
Следующая статьяВ Таджикистане призывают денонсировать соглашение о размещении российской военной базы