Узбекистан: Свыше миллиона человек ежегодно насильно выгоняют на хлопковые поля
28 января 2013, 12:26, CA-NEWS (UZ)
CA-NEWS (UZ) - Международное давление все-таки способно повлиять на ужасающую ситуацию с соблюдением прав человека в Узбекистане: после многолетней беспощадной критики Ташкент стал выводить меньше детей на хлопковые поля, делая теперь упор на подростков и взрослое население - в том числе на государственных служащих, угрожая им потерей работы и таких социальных льгот, как пенсии, сообщается 28 января в блоге EurasiaNet "Чойхона", который ссылается на правозащитную организацию «Хьюман Райтс Вотч».
Несмотря на это, «злоупотребления по-прежнему отмечаются» во всех областях Узбекистана, говорится в отчёте нью-йоркской организации, распространенном в пятницу, 25 января.
«Как обнаружила организация «Хьюман Райтс Вотч», в 2012 году во время уборки хлопка власти Узбекистана под угрозой наказания насильно вывели работать в тяжелых условиях на поля более миллиона своих граждан, как взрослых, так и детей - включая учителей, врачей и младший медицинский персонал. Власти преследовали местных активистов и журналистов, пытавшихся освещать эту тему. В 2011 году Узбекистан являлся пятым по величине экспортером хлопка в мире.
«Проблема здесь заключается в элементарном подневольном труде, - говорит специалист «Хьюман Райтс Вотч» по Центральной Азии Стив Свердлоу (Steve Swerdlow). - Принуждение детей старшего возраста и взрослых работать на хлопковых полях взамен детей младшего возраста не меняет того факта, что каждый год Узбекистан в принудительном порядке выводит на уборку хлопка миллион своих граждан».
Широко признанно, что власти Узбекистана давно используют подневольный труд на уборке выращиваемого на экспорт хлопка, в том числе детей в возрасте девяти лет. По сведениям, полученным «Хьюман Райтс Вотч» от работников хлопковой отрасли, независимых активистов и правозащитных организаций Узбекистана, в 2012 году эта нагрузка была перераспределена на детей старшего возраста и взрослое население».
За свой труд работники, которых заставляют выполнить определенную норму, получают либо ничего, либо мизерную плату. В некоторых случаях люди, не выработавшие норму, подвергались штрафу. Во время уборки работники «живут в антисанитарных условиях, болеют, получают серьезные травмы и работают с раннего утра до вечера».
Ташкент идет на все, чтобы не дать распространиться информации о создавшейся ситуации, отказываясь допустить на поля международных наблюдателей и отправляя под стражу активистов и журналистов. Так, к примеру, в сентябре в городе Джизак власти арестовали и избили активиста Уктама Пардаева, после чего, в самый разгар уборочной страды, отправили его на 15 суток под арест и не допускали к нему никого, судя по всему, чтобы он «не наболтал» лишнего.
Решения относительно использования принудительного труда принимаются на самом высоком уровне руководства Узбекистана.
«Детей и взрослых заставляли работать с начала сентября по начало ноября, причем они должны были вырабатывать нормы, установленные для каждой области. Областные власти, правоохранительные органы и школьная администрация, подчиняющиеся премьеру и другим членам кабинета министров, вывозили детей и взрослых автобусами на хлопковые поля вдали от дома, где их размещали во временном жилье. Работники собирали хлопок в течение нескольких недель без права покинуть работу».
Девятилетние дети по-прежнему выводятся на хлопковые плантации. Единственной серьезной разницей в прошедшем году, похоже, стало то, что «дабы компенсировать отсутствие детей младшего возраста власти вывели на уборку больше взрослых и подростков в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет».