7 августа американский телеканал Fox сообщил, что 24 июля в России побывал генерал-майор Касем Солеймани, командир элитного подразделения "Аль-Кудс" в составе Корпуса стражей исламской революции. Согласно этому сообщению, генерал встретился с президентом России Владимиром Путиным и министром обороны Сергеем Шойгу, чтобы обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес. По данным Fox, 26 июля генерал вылетел обратно в Иран.
Немного о том, что такое подразделение "Аль-Кудс". Эта структура, названная в честь Иерусалима, отвечает за операции, включая теракты, осуществляемые за пределами Ирана. Она делится на несколько частей, каждая из которых специализируется на каком-то определенном регионе, и ее деятельность охватывает практически весь мир - от стран бывшего СССР до Северной Америки. Структура напрямую подчинена верховному лидеру Ирана, а ее нынешний лидер пользуется полным доверием Али Хаменеи. "Аль-Кудс" оказывает всестороннюю поддержку исламистским террористическим движениям на Ближнем Востоке, таким, как ливанская "Хизбалла". США и Канада признали подразделение "Аль-Кудс" террористической организацией.
Генерал Солеймани руководит "Аль-Кудс" с конца 1990-х годов. В последние годы он занимается, в том числе, борьбой с западным влиянием в ближневосточных странах и распространением шиитской революционной идеологии, то есть, фактически, осуществляет реальную внешнюю политику иранского режима. На сегодняшний день его главной заботой стали война в Сирии и война в Ираке против террористической группировки "Исламское государство", угрожающей низвергнуть союзные Тегерану режимы. Из-за его причастности к террору против генерала Касема Солеймани Совет безопасности ООН ввел международные санкции, в частности, запрещающие ему выезжать за пределы Ирана. Как видим, санкции не помешали ему попасть в Москву.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отрицательно ответил на вопрос о встрече Солеймани с Путиным. Несмотря на первоначальное опровержение российской стороны, некоторые иранские чиновники подтвердили, что генерал Солеймани посетил Москву и обсудил с должностными лицами в Москве поставки оружия в Иран, в частности, зенитно-ракетные комплексы С-300.
Поставки российских вооружений в Иран служат хорошим примером фактического коллапса системы международных санкций из-за готовности нынешней администрации США подписать с Тегераном соглашение любой ценой. Как ранее говорили представители России, хотя эмбарго на поставки вооружений остается в силе, Совбез ООН может одобрить конкретные контракты, и мало кто сомневается, что Россия получит все необходимые разрешения.
Однако оружие наверняка было пусть важной, но лишь частью переговоров, которые вел в Москве иранский генерал. Тегеран готовится к отмене международных финансово-экономических санкций. Это должно произойти после вступления в силу соглашения по ядерной программе. Отмена этих санкций быстро превратит Иран в одну из самых могущественных стран региона. Поэтому данные переговоры, скорее всего, затрагивали фактическое будущее распределение влияния на Ближнем Востоке и, вероятно, не только там.
У России и Ирана есть общий союзник в регионе - режим президента Сирии Башара Асада. есть и общий враг в лице "Исламского государства". Как уже отмечалось выше, поддержка Асада и борьба с ИГИЛ относятся к прямым обязанностям Солеймани, следовательно, логично предположить, что эти вопросы тоже рассматривались во время его поездки в Москву. Но и это еще не все.
Следует отметить, что поездка генерала Солеймани в Москву показала, что США утрачивают последние крупицы былого престижа на Ближнем Востоке. Пока госсекретарь Джон Керри и другие представители администрации Белого дома обещают сохранить в силе санкции против иранских должностных лиц, связанных с террором, один из них спокойно демонстрирует полное пренебрежение американскими угрозами. И американская реакция на факт нарушения санкций тоже оказалась показательной. Хотя представитель США в ООН Саманта Пауэрс выразила озабоченность в связи с сообщениями о поездке генерала, в то же время, Белый дом постарался высказаться как можно мягче в этом отношении, стараясь избегать конфронтации как с Ираном, так и с Россией.
Быстрое ослабление американского влияния в регионе означает, что местные государства начинают искать новых стратегических партнеров, готовых к решительным действиям ради своих союзников. Агрессивная российская внешняя политика делает Москву весьма вероятным кандидатом на эту должность. Ярким примером наметившейся тенденции могут служить участившиеся встречи лидеров арабских государств, в первую очередь, Египта и других стран с представителями российского руководства.
Все эти процессы свидетельствуют о готовности России к триумфальному возвращению на Ближний Восток в качестве главного патрона местных государств. Москва, по данным израильских СМИ, прилагает значительные усилия для заключения компромиссного соглашения между Ираном. Но Россия вряд ли может считаться объективным посредником в этом вопросе, так как ее связи с Ираном теснее, чем контакты с арабскими странами. Поэтому от фактического ухода США и возвышения России в регионе в первую очередь выигрывает Тегеран. В арабских столицах это хорошо понимают, недаром практически все соседи Ирана закупают оружие в беспрецедентном количестве. Вместе с тем, лишенные реальной поддержки сверхдержав, арабские государства должны научиться действовать самостоятельно, а это нелегкая задача. Иран, в отличие от них, давно привык полагаться на свои силы, поэтому представляет собой грозного соперника. Опираясь же на международную поддержку России, Тегеран в состоянии свободно продолжать экспансию.
Визит генерала Касема Солеймани в Москву стал провозвестником наступления новой эпохи на Ближнем Востоке, эпохи усиления иранского влияния в виде экспорта исламской революции, ставшего возможной из-за странного политического курса, выбранного США несколько лет назад. Так как у революции нет конца, то вряд ли Тегеран ограничится Ближним Востоком, если его амбиции не будут сдержаны.
Михаэль Бородкин