CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Туркменистан и Казахстан обеспокоены безопасностью полетов над Каспием из-за российских ракетных обстрелов Сирии

24 ноября 2015

23 ноября 2015 года в Тегеране (Иран) прошел саммит Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), во время которого состоялась встреча президентов Туркменистана и России. Гурбангулы Бердымухамедов деликатно сообщил Владимиру Путину, что Казахстан обеспокоен безопасностью полетов пассажирских и грузовых самолетов над Каспием: «Вы знаете, в этом году будет саммит глав государств по Каспию в Казахстане. И якобы наши казахские коллеги очень обеспокоены вопросами, которые происходят над уровнем Каспийского моря. Это связано с военными вопросами. Поэтому там возникают вопросы, связанные с гражданским международным авиасообщением, надо ли менять авиасообщение, эшелоны движения. Не знаю, в курсе Вы дела или не в курсе, но казахские наши коллеги этим вопросом обеспокоены» (цитируем по Кремлин.Ру).

Очевидно, что та же проблема беспокоит и Ашхабад, иначе Бердымухамедов об этом и не заговорил, - но президент Туркменистана не стал напрямую высказывать претензии.

Президент России сделал вид, что удивился: «Нам наши казахстанские друзья об этом пока ничего не говорили, но будем иметь это в виду». При этом прекратить ракетные обстрелы территории Сирии, которые ведутся с военных кораблей в акватории Каспийского моря, Путин не обещал, даже если эти обстрелы и создают «некое неудобство» для других стран каспийского бассейна: «Мы понимаем, что, наверное, ограничения есть и неудобство некое создаётся, но мы с вами знаем, что все усилия, которые предпринимает Россия по борьбе с терроризмом, ложатся бременем прежде всего на Российскую Федерацию, я имею в виду даже материальную составляющую. А террористические организации, такие, как так называемый ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусра» и прочие, не щадят никого. Они занимаются натуральными зверствами, не щадят в том числе и гражданские суда, имею в виду гражданской авиации. Поэтому если какие то неудобства создаются, то их нужно, конечно, минимизировать, это точно совершенно, и мы будем иметь это в виду. Но имея также трагический опыт, связанный с гибелью нашего самолёта, мы будем делать это до тех пор, пока посчитаем нужным, для того чтобы наказать виновных».

Вопрос использования и раздела Каспия - болезненный для пяти стран бассейна: Азербайджана. Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. После многолетних споров в сентябре 2014 года в Астрахани лидерами прикаспийских стран была подписана декларация, в которой были определены основные принципы раздела акватории: национальный суверенитет страны распространяется на 15 миль прибрежной акватории, затем еще 10 миль отдаются стране для занятия рыболовством, оставшиеся воды Каспия считаются общими. Однако вопрос раздела дна (а значит, и каспийских нефтяных месторождений) остается нерешенным. Иран заявляет о необходимости делить дно Каспия на пять равных частей (сейчас иранская доля, по разным оценкам, колеблется в пределах 14-17 процентов). Отсутствие договоренностей по дну между Туркменистаном и Азербайджаном приводят, например, к неясности вопроса принадлежности таких месторождений, как Сердар, Осман и Омра (туркменские варианты названий), или Кяпаз, Азери и Чираг (азербайджанские названия). Казахстан и Россия еще в 1998 году подписали соглашение о разделе дна Каспия для суверенного недропользования (и в 2002-м - протокол к этому соглашению). В июле 2015 года было ратифицировано соглашение о разделе дна между Казахстаном и Туркменией.

Что касается вопросов безопасности, то 18 ноября 2010 года страны бассейна подписали Соглашение о сотрудничестве, в котором речь шла о борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, военной техники и т.п., но там не оговаривалась возможность обстрела территории третьих стран из акватории Каспийского моря, тем более без обсуждения с партнерами.

Тем не менее, как сообщает РИА «Новости», с 30 сентября 2015 года Россия начала наносить точечные авиаудары по объектам «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ) и «Джебхат ан-Нусры» в Сирии. По последним данным, Воздушно-космические силы России с начала операции нанесли по террористам свыше 4 тысяч ракетно-бомбовых ударов, в том числе по пунктам управления, лагерям подготовки и складам боеприпасов. Кроме того, 26 крылатых ракет выпустили корабли Каспийской флотилии. С прошлой недели Россия значительно усилила бомбардировки Сирии и привлекла к операции стратегическую авиацию и ракетный крейсер «Москва», уточняет Азаттык. С этого момента использование воздушного пространства чужих стран стало реальной проблемой для государств, которые расположены на «пути» российских крылатых ракет.

fergananews.com

Предыдущая статьяАшхабад во тьме
Следующая статьяТуркменистан. Осужденные по делу "25 ноября". Пытка неизвестностью продолжается