СОГЛАСИЛСЯ НА СЕКТОРАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ КАСПИЯ Об этом стало известно "Зеркалу" из информированных источников в правительстве России
Р.МИРКАДЫРОВ
На фоне визита Гейдара Алиева в Москву как-то незамеченным осталось событие, имевшее место также в столице России и которое скорее всего сыграет не менее важную роль, с точки зрения будущего нашего региона, чем встреча двух президентов. 23-24 января в Москве проводились переговоры спецпредставителей прикаспийских стран по статусу Каспия. По результатам встречи подписано коммюнике о разработке конвенции по правовому статусу Каспия. Сразу после окончания этой встречи, как сообщает агентство "Шарг", замминистра иностранных дел АР Халаф Халафов заявил, что разделяет оптимизм российского коллеги Виктора Калюжного, считающего, что следующая встреча экспертов по вопросу определения правового статуса Каспия (конец апреля, Ашгабат) может стать заключительным этапом по подготовке документа к саммиту прикаспийских государств. Относительно сдвигов в переговорном процессе, Халафов заявил, что стороны остались довольны переговорами в ходе недавней встречи в Москве.
Как-то никто не обратил должного внимания на это, по сути дела, сенсационное заявление замминистра иностранных дел Азербайджана. Ведь если отбросить дипломатическую мишуру, то данное заявление означает, что главный вопрос многолетних переговоров - как делить Каспий - уже решен, то есть снят с повестки дня. Хотя еще месяц тому назад вряд ли кто ожидал, что стороны смогут договориться по этому вопросу.
Напомним, что позиции Азербайджана, России и Казахстана еще до этого этапа переговоров почти полностью совпадали - делим дно, и биоресурсы используем совместно. Туркменистан то соглашался с секторальным делением дна Каспия, то нет. А Иран предлагал или все делить поровну, как говорится, по-братски, или же все использовать совместно.
Как стало известно "Зеркалу" из информированных источников в правительстве России, Москве удалось уговорить официальный Тегеран, который фактически был главным препятствием на пути определения правового статуса Каспия, согласиться на секторальное деление этого внутреннего водоема.
В принципе этого можно было ожидать. Буквально накануне визита Г.Алиева в Москву у президента России Путина в гостях был самый экстравагантный из всех глав государств Содружества Сапармурад Ниязов, более известный в политических кругах как Туркменбаши. "Президенты В.Путин и С.Ниязов подтвердили стремление своих стран способствовать скорейшему определению нового правового статуса Каспийского моря с учетом интересов прикаспийских государств", - подчеркивается в совместном коммюнике, подписанном (21 января) президентами двух стран по итогам переговоров в Кремле. Как заявил после переговоров с Туркменбаши В.Путин, специалисты России и Туркменистана значительно сблизили позиции в подходах к решению проблемы Каспия. А российские СМИ сообщили, что стороны достигли согласия в главном - делить нужно дно, причем не из принципа равных долей (как того хочет Иран), а исходя из существующих госграниц.
Не думаю, что Путину стоило большого труда уломать туркменского лидера. Во-первых, на данный момент Туркменистан полностью зависит от России в транспортировке своего газа на рынки потребления. А финансовые поступления от газа являются залогом видимой социальной стабильности в Туркменистане. Во-вторых, с недавних пор Россия пригрела главного туркменского оппозиционера, бывшего министра иностранных дел этой страны Бориса Шихмурадова. А не в меру экстравагантный и сверх меры авторитарный, к тому же непрогнозируемый Туркменбаши не только у России, у всех в кишках сидит. Поэтому можно предположить, что Путину не так уж трудно было привести в чувство туркменского президента. К тому же по большому счету Туркменистану было все равно, по какому принципу будет разделен Каспий. Ашгабат претендует на конкретные нефтяные месторождения, которые Азербайджан считает своими. Не исключено, что по этому вопросу при посредничестве России все же удалось найти какой-то компромисс. Хотя вряд ли Азербайджану стоит идти на какие-то существенные уступки Туркменистану.
Намного сложнее ситуация обстояла с позицией Ирана. Еще 23 декабря в Тегеране министр иностранных дел ИРИ Кямал Харрази заявил, что "в деле усовершенствования правового статуса Каспия должны учитываться интересы всех стран. Поэтому ИРИ считает принцип кондоминиума самым хорошим выбором для правового статуса Каспия и придерживается такого мнения, что если прикаспийские страны придут к решению делить море, то должен быть единый режим как для толщи, так и его дна. В таком случае природная и справедливая доля Ирана будет равной как минимум 1/5 моря". Кроме того, Иран предложил совместное использование спорных нефтяных месторождений, пока остро ощущается расхождение во мнениях.
Но вряд ли можно было ожидать, что Москва, четко заявив о своей позиции по статусу Каспия, откажется от нее из-за капризов Тегерана. Да, Москва последнее время часто идет на уступки, но Вашингтону, а не официальному Тегерану, который сам нуждается в поддержке России на международной арене. Но все же Иран - не Туркменистан, и чтобы официальный Тегеран, который из-за нефтяных месторождений еще в середине прошлого года почти спровоцировал вооруженное противостояние на Каспии, отказался от своей прежней позиции, ему необходимо было предложить что-то очень существенное.
И Москве нашлось чем подсластить горькую пилюлю для Тегерана. Как стало известно "Зеркалу" из информированных источников в правительстве России, стороны обещали Тегерану ускоренную реализацию проекта транспортного коридора "Север-Юг". Еще в начале осени прошлого года получив "добро" от Гейдара Алиева, российская сторона начала работы по созданию транспортного коридора "Север-Юг". Отметим, что для этого России придется проложить железнодорожную ветку, соединяющую азербайджанскую Астару с иранским городом Решт.
"Отцы проекта" надеются, что смогут повернуть грузопоток, который сегодня проходит через Суэцкий канал в сторону коридора "Север-Юг", и тем самым достигнут фантастичного объема перевозок по этому транспортному коридору - в 100 млн.тонн ежегодно.
Конечно, официальный Баку не прочь соединить Россию с Ираном, дав "зеленый свет" грузопотоку из стран Севера, Северо-Западной Европы в направлении Юго-Восточной Азии и обратно, тем более что участником данного проекта, в силу географического расположения должен стать Азербайджан, известный своим явно прозападным курсом. Именно поэтому Иран до недавнего времени предпринимал "немыслимые усилия", дабы исключить участие Азербайджана в реализации этого проекта.
Так, Иран предложил Казахстану и Армении присоединиться к проекту транспортного коридора "Север-Юг" и принять участие в реализации программы ввода в строй нового международного транспортного маршрута. Глава секретариата коридора "Север-Юг" Мохаммад Джавад Атрчиан сам заявил, что с этой целью Тегеран направил в Астану и Ереван послания.
Отметим, что и в самом начале реализации проекта со стороны Ирана и России предпринимались попытки обойти Азербайджан. Так, российские и иранские эксперты даже рассматривали возможность строительства трансиранского канала от Каспийского моря до Персидского залива длиной аж 1600 км и стоимостью 7 млрд. долларов.
Однако Москва и Тегеран, вновь взвесив все доводы "за" и "против", все-таки решили спуститься "с небес на землю". Ведь строительство железнодорожной ветки от азербайджанской Астары до иранского Решта не требует таких огромных вложений. Да и времени реализация этого проекта займет намного меньше. Финансирование же проекта взяла на себя российская сторона.
Но и это не все. Иран получил твердые гарантии и азербайджанской, и российской стороны о том, что часть экспортной нефти из региона будет поступать на мировые рынки через Персидский залив, то есть через территорию Ирана. Это не такая уж близкая, но все же достаточно реальная перспектива. По сути дела, именно на возможность подобного варианта намекнул президент ГНКАР Натик Алиев перед отъездом в Москву в составе делегации во главе с Г.Алиевым: "Несколько лет тому назад я говорил, и повторю сейчас, придет время, и мы трубопровод Баку-Новороссийск будем использовать с целью перекачки российской нефти, которая будет поступать в ОЭТ Баку-Джейхан!". А почему не в Персидский залив через Иран? Ведь американское эмбарго на российскую нефть не распространяется. Да и санкции США в отношении Ирана не вечны...