И ИНТЕГРАЦИЯ
Сугубо субъективные заметки, навеянные активизацией ЕврАзЭС
"Что есть ЕЭС?" - спрашивал аудиторию профессор Гордеев. И сам же назидательно отвечал: "ЕЭС есть результат большой драки за передел мировых рынков в условиях резкого обострения межимпериалистических отношений".
С тех золотых студенческих пор прошло немало лет. Нет уже ни старых преподавателей, закованных в броню начетничества, ни "главной" учебной дисциплины, взращенной на произвольно надерганных из новой и новейшей истории фактах, да и ЕЭС давно преобразовано в более интегрированную межгосударственную структуру. А формулировка профессора Гордеева по сей день поражает меня своей нечаянной точностью: именно так - интеграция есть большая драка.
Настойчивые разговоры об интеграции на руинах советской империи начались более десяти лет назад, сразу после учреждения Содружества. Ликованию граждан не было предела: мы снова вместе, а посему общей колонной - вперед!
Черта лысого! Мы разбрелись по кущам непроходимого леса - кто куда. Одни решили притулиться к более удачливым соседям, другие - пробиваться к вожделенной цели самостоятельно, лишь одним им известными тропами. Но прошло три года, прошло пять и восемь лет, а долгожданное счастье оставалось все там же, за синими горами. Нас освистывали и отовсюду гнали, а мы, натянуто улыбаясь, тайком вынимали занозы из саднящего болью самолюбия. Увы, оказалось, что законы естественного отбора и борьбы за выживание в этом скроенном по Дарвину мире не для нас писаны. Почему?
Конечно, тому можно привести массу самых веских причин, но, честно говоря, все это не более чем идеологическая дребедень, призванная скрыть страх политических элит перед подлинным сближением бывших советских республик.
Им, признанным лидерам наций, клятвенно обещавшим людям сохранить прозрачность границ, быстро понравилось взирать друг на друга через тонированные стекла бронированных лимузинов. А если находился кто-то, кто предлагал от слов перейти к делу, на него шикали как на ренегата, вознамерившегося подорвать их корпоративный сговор: "Очередной проект братания? Это не для наших простодушных подданных, они его не воспримут!". Ну и так далее:
В результате полнейшего бездействия или в лучшем случае полумер вместо сверкающего огнями экспресса "Будущее" по рельсам интеграции все так же ползала старенькая электричка сродни той, что возила Веничку Ерофеева по маршруту Москва - Петушки. Куда она могла увезти нас с вами? Разве только в потаенные уголки нашей памяти с ностальгическими вздохами по тому, что было.
Чтобы изменить дело к лучшему, потребовалась смена караула почти на всех блокпостах СНГ. Ау, господа Ельцин и Бурбулис, Кравчук и Снегур, Шахрай и Козырев, Кебич и Шумейко, Полторанин и Шушкевич! Ау, остальные властители демократических дум! Как вы поживаете, какие овощи выращиваете на грядках своих дачных огородов?
Да, идеология, институты и практика деятельности созданного ими Содружества худо-бедно уберегли СССР от распада по югославскому сценарию, в основном приглушив межнациональные конфликты на территории СНГ в течение первых лет его существования. Но, не допустив перерастания демонтажа крупнейшей ядерной державы мира в кровавый хаос, Содружество, как ни тужилось, не смогло стать действенным механизмом интеграции республик на новой основе. Мы жили, как и жили - сами по себе, проклиная директивно введенные кордоны, таможни, визы и пограничные посты.
Наверное, именно поэтому Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой об учреждении Евразийского союза. В его основу предлагалось положить примат общих интересов наших государств над частными, долгосрочных политических и экономических приоритетов - над сиюминутными.
Проект создания этого интеграционного объединения, как известно, отцы-основатели СНГ без колебаний зарубили. Но семя в почву было брошено, и постепенно оно переросло в интеграционное ядро четырех государств - Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Этот альянс, претерпев много метаморфоз, превратился сначала в блок "4 + n", затем в Таможенный союз и, наконец, в созданное осенью позапрошлого года "пятиглавое" Евразийское экономическое сообщество.
Ура! Казалось бы, вот межгосударственное объединение, которое может стать основой для всей постсоветской интеграции. Но нет, сразу не получилось. И, представляется, главная проблема заключалась в том, что организационная структура ЕврАзЭС и правовые механизмы сближения были сформулированы учредителями в крайне общей форме. Колеса-то, раму и руль смастерили славные, а вот о педалях в спешке забыли.
Хорошо, что стендовую доводку "изделия" не стали откладывать в долгий ящик. На прошлой неделе в Алматы прошло третье заседание Интеграционного комитета ЕврАзЭС, на котором было рассмотрено несколько блоков проблем, объединивших свыше 30 вопросов. В частности, речь шла о проблемах финансирования сообщества, а также о формировании его нормативно-правовой базы и развитии межгосударственного сотрудничества в экономической и социальной сферах. По итогам заседания подписано три соглашения и свыше двадцати решений, главным из которых по праву можно считать договор об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов ЕврАзЭС.
Как заметил вскользь генсек сообщества Григорий Рапота, к деятельности этой организации проявляют повышенный интерес три государства, рассчитывающие получить в ней хотя бы статус наблюдателей. Никакой другой информации о "волонтерах" сообщено не было, но давайте раскроем карты. Скорее всего, это Украина, разочаровавшаяся в возможностях конкурирующего блока - ГУУАМ, Молдова, взявшая после прихода к власти команды Владимира Воронина курс на более тесную интеграцию со своими "старыми друзьями", и Армения, увязшая в многолетнем карабахском конфликте и потому до сих пор не причалившая ни к какому берегу.
Пять плюс три равняется восьми. А восьмерым уже можно ставить перед собой большие цели. Например, создавать новые структуры - не жиреющие при благодушном попустительстве их лидеров, а сплоченные общностью великих целей и потому поджарые, мускулистые, готовые к любым переделкам.
Вот что думает по этому поводу эксперт одного из комитетов при Совете Федерации РФ Вадим Балытников: "Органично совместить достоинства различных форм сближения на пространстве бывшего СССР можно было бы путем слияния СНГ, ЕврАзЭС и Союзного государства Беларуси и России в единую интеграционную организацию - Евразийский союз. От СНГ в него можно привнести преемственность состава участников, от ЕврАзЭС - интеграционную идею и принципы деятельности, а от российско-белорусского альянса - построение организационной структуры и правовые механизмы деятельности".
Тысячу раз прав был старый профессор Гордеев: интеграция - это драка за передел мира. Стало быть, у настоящих интеграторов должны быть зубы тигров, выносливость буйволов и нюх терьеров. Иначе их интеграционные потуги обречены на провал.
Валерий КИРИЧЕНКО