и политзаключенные Санобар Шерматова Совет Европы вступился за бывших российских агентов в Азербайджане
В этой истории причудливым образом переплелись интересы государств, тайные надежды нефтяных компаний, маршруты стратегических трубопроводов и радиолокационная станция дальнего слежения с судьбой нескольких политзаключенных. В этом же ряду оказались и визит Гейдара Алиева в Москву, и дискуссия европейских парламентариев в Страсбурге. В российской столице президенты Путин и Алиев поставили точку под многолетними спорами о Габалинской радиолокационной станции. А в Страсбурге в этот же день решалась судьба одиннадцати азербайджанских политзаключенных, причем фамилии двух из них - Рагима Газиева и Аликрама Гумбатова - постоянно упоминались экспертами. Мало кому известно, что в их жизни Габалинская РЛС сыграла важную роль.
В сентябре 1994 года бывший министр обороны Азербайджана Газиев и бывший лидер самопровозглашенной Талыш-Муганской республики Гумбатов оказались в расположении российской военной части в Габале после того, как вместе с двумя сокамерниками бежали из изолятора комитета национальной безопасности. Тогда этот побег назвали успешной операцией российских спецслужб: беглецов переправили в Россию на военном самолете. Правда, через два года они вернулись в свои камеры: Гумбатова "сдали" талышские бизнесмены, которые не хотели портить отношений с Гейдаром Алиевым, а Газиева Азербайджану выдали его российские "партнеры".
Нефтяные соглашения с западными компаниями, против которых выступали Газиев и промосковски настроенные политики, были уже подписаны Азербайджаном. А в этой ситуации между Москвой и Баку начиналась совсем другая игра. Россия планировала направить основной поток каспийской нефти через российский маршрут на Новороссийск, резко выступая против строительства трубопровода на турецкий порт Джейхан, которое патронировали США. Поэтому Москва, пытаясь заручиться поддержкой Баку, с легкостью выдавала Гейдару Алиеву одного за другим тех, кто еще недавно был в списке действующей агентуры.
В итоге за бывших российских агентов вступился... парламент Совета Европы. Дело в том, что, вступив в СЕ, Азербайджан обязался освободить или провести новое судебное разбирательство дел заключенных.
В день, когда Гейдар Алиев гостил в Москве, в Страсбурге депутаты ПАСЕ в ультимативной форме потребовали от Баку освобождения всех политзаключенных. Примечательно, что в защиту Азербайджана выступил руководитель российской делегации и глава комитета по международным делам российской Думы Дмитрий Рогозин. Он заявил, что российские эксперты не признают значащихся в списке людей политическими заключенными. Так, Москва во второй раз отреклась от тех, кто когда-то был проводником ее политики в Азербайджане.
В кулуарах Думы выступление Рогозина связывают с двумя обстоятельствами. Ведутся переговоры о продлении соглашения по транзиту каспийской нефти через северный маршрут, и что не менее важно, Россия хочет принять участие в "проекте века", как был назван нефтепровод Баку - Джейхан. Шансы реализации этого маршрута сегодня считаются высокими.
Азербайджанская государственная нефтяная компания уже объявила, что готова продать 20 процентов своей доли в строительстве трубопровода. Среди претендентов, наряду с Chevron Texaco и ExxonMobil, значатся российские ЛУКойл и ЮКОС. Предполагают, что условиям участия этих компаний в проекте и были посвящены переговоры Гейдара Алиева с Михаилом Касьяновым.
Вот так заканчивается эта захватывающая драма, последние сцены которой были сыграны в Москве и Страсбурге. Большая игра за каспийскую нефть еще будет продолжена, но вряд ли в ней нефть и политика будут столь тесно сплетены с человеческими судьбами.