права человека отступают. Геополитика против демократии
Военнослужащие НАТО под Бишкек все прибывают, а оппозиционные газеты в Кыргызстане все закрывают. Не похоже, чтобы международный аэропорт Манас превратился в плацдарм строительства демократии на кыргызской земле.
Владислав ЮРИЦЫН
Слова, слова, слова:
Первым делом - самолеты
За предоставление права перебрасывать свои войска в аэропорт Манас без лишних бюрократических формальностей Вашингтон обещает Бишкеку $200 млн финансовой помощи. Для бедной и маленькой (по азиатским меркам) страны это очень значительная сумма.
После развала Советского Союз Москва никогда так щедро не субсидировала Кыргызстан. СССР - это уже далекая история, но именно в этот период у Бишкека сформировался "комплекс младшего брата". В 1990 году тогда еще Киргизская ССР только из общесоюзного бюджета получила капиталовложений на $1 млрд. Все годы независимости Кыргызстан и близко не может похвалиться подобными инвестициями, даже если объединить все внутренние и внешние источники финансирования.
Погруженная в свои проблемы Россия на продолжительное время взяла на себя только охрану государственной границы Кыргызстана с Китаем. Турция на роль "старшего брата" тоже не подошла. Турецкий "рекорд" - это льготный кредит в $50 млн.
По мере государственного строительства в центральноазиатском регионе положение Кыргызстана становилось все более сложным. Территориально-водные проблемы с Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем не прекращались. Аскар Акаев попытался выйти из замкнутого круга проблем путем сближения с Казахстаном с одной стороны и активной работой с Западом с другой.
В Европе и США президент Акаев снискал лавры отпетого демократа и поборника прогресса. За это Бишкек получал пусть небольшую, но постоянную экономическую помощь и кредиты.
Однако в конце 90-х годов Аскар Акаев "сломался" на ниве демократизации. Некоторые эксперты говорят, что его развратила не власть, а боязнь эту самую власть потерять. Разочаровав Запад, г-н Акаев решил больше дружить с Россией. Тем более что с приходом к власти Владимира Путина политический и экономический вес Российской Федерации стал заметно расти.
Кыргызстан вошел в ЕврАзЭС на правах действительно младшего партнера. У Бишкека - 10% голосов, столько же у Таджикистана. Казахстан и Беларусь владеют "пакетами" по 20% и у Москвы - 40%. Русский язык стал вторым государственным языком в Кыргызской Республике (КР). К тому времени этнические русские из-за массовой эмиграции уже отошли со второй позиции на третью. Вторую место в этническом составе страны после кыргызов заняли узбеки.
После "Баткенских войн" 1999 и 2000 годов Бишкек еще прочнее прописался в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где ведущими фигурами являются Китай и Россия.
События 11 сентября 2001 года стремительно поменяли ситуацию в мире вообще и в Кыргызстане в частности. Война в Афганистане привела США и их союзников по НАТО в регион, где более полутора веков реально соперничали друг с другом только Москва и Пекин. От радости быть полезным гипердержаве, Аскар Акаев позволил себе забыть даже некоторые принципиальные положения Договора о коллективной безопасности (ДКБ) и ШОСа, членом которых Бишкек продолжает оставаться.
Кремль на это отреагировал без лишней истерики, поскольку, по мнению российского руководства, ссориться с Белым домом сегодня неконструктивно. Китай на военное присутствие НАТО в Кыргызстане реагирует болезненно, но тихо.
Традиционно США сильны в районах, куда может приплыть их флот. Поэтому расположенный в глубине Евразии Кыргызстан - своего рода геополитическое ноу-хау Вашингтона. Для большей надежности Белый дом продвигается туда в сопровождении союзников. Здесь уже 190 французских военнослужащих, а в ближайшее время их будет 450. После подготовительных работ аэропорт Манас сможет принять 6 французских истребителей Mirage-2000 и два самолета-заправщика "С-135-Ф".
29 января Латвия обратилась к кыргызскому руководству с просьбой предоставить территорию для размещения своего воинского подразделения, которое войдет в состав сил международной антитеррористической коалиции. По официальным данным, помимо США, Франции и Латвии еще 10 стран мира обратились к Бишкеку с аналогичными просьбами.
Экономическое значение КР не велико. С полезными ископаемыми здесь туговато. Зато геополитическую важность этой горной страны переоценить трудно.
В первую очередь это водный фактор. Уникальным горным озером Иссык-Куль дело не ограничивается. Кыргызстан интересен Вашингтону как водный донор. Для Центральной Азии с ее общим дефицитом воды это чрезвычайно важно. Контролируя Бишкек, можно давить по воде на Узбекистан, Казахстан и Китай. Сам по себе потенциал Кыргызстана такого не позволяет, но под эгидой США и НАТО вполне возможно.
Еще Кыргызская Республика удачно ложится в схему "окольцовывания" Пекина. Охват соперника по периметру границ - классика американской стратегии. Вокруг Китая уже есть Южная Корея, Япония, Тайвань, Филиппины, скоро добавится Вьетнам (база Камрань). Из постсоветских государств - Таджикистан и Кыргызстан.
Бишкек особенно важен тем, что находится за Восточным Туркестаном, являющимся болезненной политической точкой КНР. В аэропорту Манас уже установлено оборудование, позволяющее вести радиоэлектронное слежение на обширном пространстве Евразии, куда попадают многие районы Китая и России. Потенциальный радиус охвата территорий силами ВВС НАТО из этого объекта тоже впечатляет.
С появлением "доктрины Буша", которая обозначила "ось мирового зла" в лице Ирака, Ирана и Северной Кореи, геополитическое значение Кыргызстана еще больше возрастает.
А демократия?
Помощник государственного секретаря США Элизабет Джоунс, находясь с двухдневным визитом в Бишкеке, заявила, что американское присутствие в Кыргызстане будет значительным и долговременным. "Когда конфликт (в Афганистане) завершится, мы не уйдем из Центральной Азии. Сотрудничая со странами региона в борьбе с терроризмом, параллельно мы должны усилить акцент на соблюдение прав человека", - отметила г-жа Джоунс.
Пока акценты на правах человека Запад расставляет исключительно в словах. Никаких конкретных действий за этим не следует. На сегодняшний день американцы оказывают поддержку режиму Аскара Акаева и закрывают глаза на нарушения прав человека со стороны властей.
Особо показательно в этом плане так называемое "дело Бекназарова". Депутат парламента Азимбек Бекназаров резко критиковал президента за территориальные уступки соседям. В первую очередь Китаю. В 1999 году президент Кыргызстана и руководитель Китая подписали два договора, по которым КР уступает КНР около 125 тысяч га своей территории. По словам Бекназарова, договоры были подписаны без одобрения кыргызского парламента, и он заявлял, что это может служить основой для объявления Акаеву импичмента.
5 января 2002 года депутат был взят под стражу на основании инкриминируемого ему злоупотребления служебным положением в 1995 году. Задержание Бекназарова вызвало острые дискуссии в парламенте Кыргызстана. Парламентарии страны созвали экстренное собрание для рассмотрения дела Бекназарова. Там они написали совместное письмо на имя Аскара Акаева, где обратились к главе государства с просьбой прекратить творящееся в стране беззаконие, попирающее элементарные права человека.
Депутат парламента Ишимбай Кадырбеков заявил, что арест Бекназарова может взорвать всю правоохранительную систему Кыргызии. По его мнению, в стране идет процесс запугивания депутатов в преддверии ратификации договора о передаче части территорий Китаю.
Кыргызский журналист Рустам Кошмурадов в интервью "Немецкой волне" сообщил: "Выступая в декабре, депутат Бекназаров сказал, что он посылал неоднократные запросы правительству, президенту о том, что он, как председатель парламентской комиссии, просит предоставить все документы о делимитации с Китаем, Казахстаном и Узбекистаном, и ни на одно письмо он не получил исчерпывающего ответа".
Серьезные акции протеста (включая голодовки) сторонников г-на Бекназарова продолжались с 10 по 25 января. Но должного эффекта не последовало. 1 февраля следствие в отношении опального депутата закончилось, и дело было передано в суд. Рассмотрение должно пройти в течение месяца.
В Кыргызстане идет перманентное давление на оппозиционные и независимые СМИ. Так, две бутылки с зажигательной смесью были заброшены 19 января в редакцию оппозиционной газеты "Агым". Правоохранительные органы республики назвали это "обычным хулиганским действием". Оппозиция, напротив, считает происшествие политической акцией, так как владельцем газеты является экс-кандидат в президенты Мелис Эшимканов. Любопытно, что первая газета г-на Эшимканова - "Асаба" - также подвергалась нападению. Несколько месяцев назад ее офис был разграблен, а в редакционных компьютерах уничтожены все файлы. Следствие по этому делу до сих пор не закончено.
В настоящее время в Кыргызстане приостановлен выпуск двух оппозиционных газет: "Моя столица - Новости" и "Республика". Дело в том, что государственное издательство "Учкун" отказалось печатать эти газеты. Независимые киргизские масс-медиа считают, что это связано с критическими материалами о президенте страны Аскаре Акаеве, которые были опубликованы в последних номерах изданий.
В конце января Александр Ким, главный редактор газеты "Моя столица - Новости", на пресс-конференции по этому поводу заявил: "То, что сейчас делается в стране - это узурпация всех ветвей власти и прессы в руках правительства".
На все подобные антидемократические действия кыргызских властей Запад реагирует со слоновой невозмутимостью. По крайней мере, ни одного грозного окрика не последовало.
Как результат, в кыргызском обществе начинаются брожения. Демократическая общественность воспринимала приход США и НАТО как фактор в пользу развития демократических институтов Кыргызстана. Вместо этого потенциальный оплот демократии превратился в поддержку авторитарного режима.