- формула всего для Центральной Азии
Потому что без воды - и не туды, и не сюды! Из кинофильма "Волга-Волга"
Единство и борьба противоположностей в центральноазиатском регионе ярко проявляются в едином водно-хозяйственном комплексе и разных политических образованиях на его территории. Для решения водных вопросов между постсоветскими государствами в 1992 году была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК), которая отметила в Алматы свой 10-летний юбилей.
Владислав ЮРИЦЫН
"Не допустили ни одного случая, когда бы нанесли ущерб друг другу", - так прокомментировал итог десятилетней работы МКВК Анатолий Рябцев. Г-н Рябцев представляет в этом межгосударственном органе Республику Казахстан.
До распада Советского Союза вопросами водообеспечения в регионе занимался Центр в лице Госплана и Госснаба СССР. В тот период времени, например, Токтогульское водохранилище Кыргызстана работало в ирригационном режиме, а Бишкекская ТЭЦ специально была рассчитана под карагандинские угли. Государство с плановой экономикой без проблем перекладывало ресурсы из одного своего кармана в другой.
Теперь в Центральной Азии пять суверенных государств "с разной орбитой рыночных отношений". Представитель Туркменистана Текебай Алтыев по поводу МКВК, как новой системы регулирования водных отношений, заявил: "Механизм лучше, чем при СССР".
Абдурахим Джалалов (Республика Узбекистан) был не столь категоричен: "При оценке деятельности комиссии нужно учитывать новые условия. Мы достигли значительного прогресса, но требуется еще многое усовершенствовать".
Отношение к воде как к товару пришло в Центральную Азию вместе с рыночными отношениями. Однако далеко не все оказались готовыми к кардинальным переменам. В сложной ситуации, когда одним участникам отношений выгодно использование того же Токтогульского водохранилища в энергетическом режиме, а другим - в ирригационном, поиск консенсуса возможен только на принципе взаимных уступок.
Баратали Кошматов сформулировал позицию Кыргызстана в том смысле, что взносы на водную инфраструктуру должны быть пропорциональны объемам получения воды. Современный уровень инвестирования Бишкек не устраивает. При этом капиталовложения остро необходимы. Например, чтобы Нарынский каскад мог работать в ирригационно-энергетическом режиме.
Все участники юбилейной встречи МКВК согласились, что в решении водных вопросов и споров прерогатива должна отдаваться международным нормам и правилам. Это же касается идеи японских ученых об отводе части воды из Амударьи для Афганистана с целью улучшения положения в сельском хозяйстве этой страны. Г-н Текебай сообщил, что доля Афганистана в Амударье около 9 кубокилометров. Но на сегодняшний день в этом государстве не создано условий для эффективного использования таких объемов воды. Необходимость внедрения водосберегающих технологий в Центральной Азии, по выражениям участников конференции, "самый глобальный вопрос", который стоит в "самой острой форме".
Представитель Таджикистана Абдукохир Назыров подчеркнул следующее: "Все хотят расширить орошаемые земли. Таджикистан намерен довести площадь орошаемых земель с 720 тыс. га до 1,5 млн га". В этой связи без водосберегающих технологий не обойтись, поскольку объемы воды в регионе постоянные, а население растет. Современная же отдача от кубометра воды мизерная.
Для Центральной Азии вода стала квинтэссенцией, где сфокусировалось множество проблем - от потенциала развития сельского хозяйства до межгосударственных взаимоотношений и национальной безопасности. Соответственно, благоприятное разрешение всех этих вопросов требует кропотливой, сложной работы и взаимного уважения интересов. Участники МКВК недопущение конфликтов из-за водных ресурсов всегда считали одним из приоритетов в своей работе.
На конференции в качестве гостей присутствовала российская делегация. Российская Федерация, на которую приходится 20% мировых запасов питьевой воды, а также второе место по речной воде на Земле, далеко не последний водный фактор в Центральной Азии. Будь то проблема Арала или ртутное загрязнение Иртыша. Озвученная руководителями центральноазиатских государств идея "водно-энергетического консорциума" пока остается идеей.