РАСЦЕНИВАЕТ ПЛАНЫ ИРАНА РАЗРАБАТЫВАТЬ МЕСТОРОЖДЕНИЯ НА КАСПИИ ДО РЕШЕНИЯ ВОПРОСА О ЕГО СТАТУСЕ КАК ДАВЛЕНИЕ НА СОСЕДНИЕ ГОСУДАРСТВА
БАКУ.23.02.2002. MEDIA-PRESS: Заявление представителей официального Тегерана о намерении проводить геологические исследования на каспийских месторождениях, которые Иран считает своими, может рассматриваться как давление на соседние государства. Об этом заявил специальный представитель президента РФ по вопросам разработки каспийских ресурсов, заместитель министра иностранных дел Виктор Калюжный.
Как известно, недавно министр нефтяной промышленности Ирана Бижан Намдар Зангане заявил о том, что его страна не будет дожидаться заключения соглашение о разделе Каспия на национальные сектора, и начинает реализацию нефтяных и газовых проектов на месторождениях, которые Иран считает своими. Как подчеркнул Зангане, Иран будет препятствовать действиям других странами в "его" секторе Каспия.
Российская газета "Время новостей" склонна связывать это заявление с внезапно отмененным визитом в Москву министра иностранных дел Ирана Кямала Харрази. Именно сразу после этого, подчеркивает газета, официальный Тегеран разразился целым веером крайне жестких заявлений, призванных показать его решимость противостоять "двум дьяволам - американскому высокомерию и израильским преступлениям".
И тогда же последовало не менее решительное заявление министра нефти Ирана Б.Зангане, которое в переводе с политико-дипломатического языка звучит как "наше терпение лопнуло". Причем адресатом "каспийского ультиматума" можно считать прежде всего соседний Азербайджан. Именно действия Баку на нефтяном шельфе Каспия рассматриваются Тегераном в качестве вызова его национальным интересам. В июле прошлого года Иран уже продемонстрировал готовность применить военную силу на Каспии, вытеснив азербайджанские исследовательские суда, которые вели нефтеразведку по контракту с британской компанией British Petroleum в морском секторе, на который претендуют Тегеран и Баку.
Однако каспийский демарш Тегерана адресован, очевидно, и Москве. Персидская дипломатия, уязвленная отказом Кремля предоставить ее шефу Кямалу Харрази возможность встретиться с президентом России, ответила на это консолидацией всех военно-политических структур своей страны. Тем более что Москва сейчас явно более склонна учитывать интересы Вашингтона, а не партнеров, репутация которых подвергается в Америке сомнениям. Воинственная риторика Ирана, во всяком случае, по каспийской проблематике, подоспела как нельзя вовремя: на следующей неделе в российской столице пройдет широко разрекламированная международная конференция, посвященная правовым вопросам статуса Каспия. Здесь ожидают высоких гостей из Госдепа США, Ирана, Казахстана и Азербайджана. Теперь список гостей, видимо, окажется короче: иранцы с "дьяволом" за один стол не сядут. А урегулирование застарелого каспийского спора, на которое рассчитывает российская дипломатия, вновь отложится на неопределенное время.
Возможно, с учетом последнего заявления иранского министра нефти Виктор Калюжный на своей пресс-конференции заявил: "Сегодня нельзя говорить о том, какому государству какая часть Каспия принадлежит, поскольку не решен вопрос о правовом статусе моря". В то же время он отметил, что Россия в решении этого вопроса продолжает поддерживать принцип деления морского дна по модифицированной средней линии при сохранении в общем пользовании его акватории.
И уже в чисто дипломатической манере добавил, что он против возникновения ситуации "четыре плюс один", где Ирану будут сообща противостоять Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан. Калюжный считает, что в таких деликатных вопросах "не стоит создавать превосходство одних стран над другими, а все должно решаться на основе консенсуса". Однако слова спецпредставителя российского президента явно расходятся с делами: Москва приложила максимум усилий для того, чтобы сблизить позиции по Каспию четырех постсоветских государств, и немало преуспела в этом.
Copyright©by Media LTD,2001