11:01:11 РФ предлагает принцип "общей воды" при определении статуса Каспия
- Москва. 26 февраля. ИНТЕРФАКС - Определение правового статуса Каспия, а также формы и методы использования на толще и поверхности этого моря являются делом исключительно пяти прикаспийских государств. Об этом заявил замглавы МИД РФ, спецпредставитель президента России по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря Виктор Калюжный на открывшейся во вторник в Москве международной конференции "Каспий: правовые проблемы".
При этом он отметил важность консенсусного принципа принятия решения в данной сфере.
Как подчеркнул В.Калюжный, в России убеждены, что на данный момент правовой статус у Каспийского моря уже существует и определяется международными договорами между РСФСР и Персией от 1921 года, а также договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 1940 года.
Эти документы, как подчеркнул спецпредставитель президента РФ, должны соблюдаться в равной степени как Россией и Ираном, так и новыми прикаспийскими государствами.
В.Калюжный также подчеркнул, что, мнению России, "принцип "общей воды" полностью себя оправдал и его следует сохранить при выработке нового правового статуса Каспия".
Замминистра также отметил, что у Москвы "нет возражений против того, чтобы юрисдикция прикаспийских государств в прибрежных водах была расширена.
При этом В.Калюжный отметил, что "вместо ныне существующей десятимильной рыболовной зоны можно установить прибрежные зоны, в которых прикаспийские государства будут осуществлять свою национальную юрисдикцию".
В то же время он подчеркнул, что ширина этих зон "не должна быть чрезмерной" и они должны устанавливаться так, чтобы не пострадал принцип "общей воды".
Замминистра также подчеркнул, что, с точки зрения России, "линии, устанавливающие пределы этих зон, не будут являться государственными границами".
В.Калюжный также подчеркнул, что продвижение к решению проблем Каспия является "процессом, а не одноактным действием", а потому концепция "пакетных договоренностей" является неэффективным.
По мнению спецпредставителя президента, подобная концепция блокировала бы те соглашения и договоренности, которые уже достигнуты.