поделят осенью Михаил Классон
Рабочей группе по урегулированию его статуса требуется импульс от пяти президентов
Сегодня в Москве открывается международная конференция "Каспий: правовые проблемы". На нее приглашены видные международные юристы по статусу морей и водоемов и заместители министров иностранных дел пяти прикаспийских государств, входящих в рабочую группу по урегулированию правового положения Каспия. Конференция, похоже, призвана усилить аргументацию России в пользу раздела дна моря по так называемой срединной линии. Действительно, на шельфе моря залегает от 15 до 30 млрд т углеводородов. И этот богатейший нефтегазовый "пирог" уже исследуют и разрабатывают Азербайджан, Россия и Казахстан.
Накануне конференции замминистра иностранных дел Виктор Калюжный рассказал журналистам о переговорах по урегулированию правового статуса Каспия. По его мнению, это давно пора сделать. Ведь уже дошло до того, что в июле 2001 года иранский военный самолет облетел азербайджанское геофизическое судно, работавшее по заказу компании British Petroleum на нефтегазоносной структуре Араз-Алов-Шарг в 150 км от Баку. После этого к судну приблизился корабль ВМС Ирана и, пригрозив применением оружия, потребовал от азербайджанцев покинуть "иранские территориальные воды".
Без прочного правового фундамента не только осложняется деятельность хозяйствующих субъектов, но и подрывается политическая стабильность в регионе, считает Калюжный. Прошлогодний инцидент между Ираном и Азербайджаном не перерос в силовые действия. Но недавно министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане заявил, что его страна приступает к реализации углеводородных проектов на Каспии, не дожидаясь окончательного урегулирования статуса. При этом Иран не допустит чьих-либо действий в тех частях моря, которые считает своими. То есть причины для конфликта остались.
До сих пор граница между Ираном и государствами СНГ на Каспии проходит по советской "прямой линии" раздела, южнее которой исламскому государству отходит менее одной десятой акватории. Поэтому Иран в начале переговорного процесса, который длится уже не один год, настаивал на дележе равными кусками, чтобы каждому из пяти государств досталось бы по 20% шельфа Каспия. В последнее время Иран вроде бы согласился на проведение срединной линии между ним и Азербайджаном, ним и Туркменией. Но весь вопрос в том, как ее изогнуть в сторону севера, чтобы против этого не возражали соседи. Ведь каждый километр изгиба означает потерю или приобретение десятков миллионов тонн углеводородов.
Кроме того, Россия предложила создавать совместные предприятия на тех месторождениях, которые "игнорируют" срединную линию. Действительно, такое месторождение есть на конкурсном участке Северный, российскую лицензию на разработку которого получил "ЛУКойл". Территория Северного заползает в казахстанский сектор (который пока официального статуса не имеет). Та же ситуация на блоке, расположенном северо-восточнее и западнее, который разрабатывают совместно "Газпром", "ЛУКойл" и "ЮКОС": здесь "игнорирует" срединную линию Куалинская структура. Естественно, что разрабатывать спорные участки рационально двум соседям.
По словам Калюжного, пять замминистров иностранных дел активно продвигаются к достижению консенсуса. Но в то же время он признал, что рабочая группа сегодня подошла к какому-то пределу (например, своих полномочий). Поэтому на ашхабадском саммите глав пяти государств необходимо будет подвести итоги работы группы и оставшиеся разногласия обсудить на самом высоком уровне, чтобы дать затем возможность рабочей группе достигнутый президентами принципиальный консенсус воплотить в строгие формулировки протоколов. Как считает специальный представитель президента России, на это может уйти около года после саммита в Ашхабаде, который вероятно состоится будущей осенью.