CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

rusenergy.com

Задача о кратчайшем пути каспийской нефти в Средиземное море

2 марта 2002

не предлагать Задача о кратчайшем пути каспийской нефти в Средиземное море

© Иван Грибанов, RusEnergy.com

По планам Казахстана и Азербайджана, к 2015 году из бассейна Каспийского моря зарубежным потребителям должно ежегодно отправляться 100-120 млн тонн нефти - в дополнение к российскому экспортному потоку через черноморские порты, который тоже составит не менее 50 млн тонн. При самой хорошей организации судоходства Босфор не в состоянии пропустить больше 70-80 млн тонн нефти в год, и сейчас сразу несколько проектов обхода турецких проливов пришли в движение.

Четверка на дистанции

Основных проектов, решающих данную задачу, сейчас четыре: Баку-Тбилиси-Джейхан, Бургас-Александруполис, Бургас-Влёра и Одесса-Броды-Гданьск. И на всех четырех сразу происходят события, которые отражают стремление организаторов обогнать конкурентов.

В июне ожидается завершение детальной инженерной проработки трассы Баку-Тбилиси-Джейхан. На март-апрель намечено подписание межправительственного меморандума России, Болгарии и Греции по проекту Бургас-Александруполис. Украина утверждает, что уже в конце февраля начнет заполнять нефтью трубу Одесса-Броды, которая в перспективе должна дотянуться до Гданьска. И, наконец, инициаторы проекта Бургас-Влёра объявили, что сумели привлечь в сторонники корпорации ExxonMobil и ChevronTexaco.

Не исключено, что в условиях не слишком быстро растущего спроса на нефть на мировых рынках право на существование завоюет только один проект из четырех. Для того, чтобы победить в этом состязании, нужна и солидная политическая поддержка на межгосударственном уровне, и, главное, решение нефтяных компаний использовать конкретный маршрут и гарантировать его финансирование заранее обусловленными объемами прокачки.

Политика и бизнес

Политической движущей силой трассы на Джейхан стали США и Турция, политические деятели которых не скрывают, что их сверхзадача - вывести хотя бы часть экспортного потока каспийской нефти из-под контроля России. На практике в "спонсорскую группу" проекта вошли в основном нефтяные компании, работающие в Азербайджане, которые и поделили между собой расходы по финансированию подготовительных работ.

Когда просчитывали рентабельность проекта по начальному варианту, то оказалось, что строительство окупится лишь в том случае, если к нему присоединится Казахстан со своими объемами нефти. Однако с пуском в эксплуатацию первой очереди проекта Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) стало ясно, что заверения Астаны в заинтересованности в выходе на Джейхан - лишь политические реверансы. В реальности Казахстан будет еще долго испытывать проблемы с заполнением трубы КТК, которая к тому же на втором этапе должна увеличить годовую проектную мощность с нынешних 28,2 млн тонн до 67 млн.

Характеристики проекта пришлось несколько раз пересчитывать. Но к осени 2001 года специалисты BP, у которой в Азербайджане в перспективе намечаются самые большие объемы добычи, вышли на некий вариант трассы с сокращенной сметой в размере 2,6 млрд долларов, который и был взят за основу. (Некоторые эксперты по-прежнему утверждают, что строителям не уложиться в эту сумму, и трубопровод обойдется не меньше, чем в 3,4 млрд долларов).

Скоро сказка сказывается:

Между тем судьба проекта пока не решена окончательно, хотя его инициаторы уже вложили в его подготовку больше 130 млн долларов. График работ уже несколько раз передвигался на более поздние сроки. Так, весной прошлого года руководители Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) намечали пуск нефтепровода на конец 2004 года, а сегодня они уже говорят о середине 2005-го.

После того, как детальная инженерная проработка будет закончена, потребуется не менее 32 месяцев на работы на местности, если верить последнему варианту графика BP. Однако перед тем, как строители смогут выйти на трассу, инициаторам проекта необходимо определить источники финансирования, а значит - показать потенциальным кредиторам официальные гарантии на объемы прокачки.

А такие гарантии - одно из самых больных мест проекта. Как ни считай, а азербайджанские проекты добычи нефти вместе с конденсатом выдадут к 2005 году от силы 15-17 млн тонн в год. Для заполнения трубы, рассчитанной на ежегодную прокачку 50 млн тонн, этого маловато. На такой уровень добычи, да и то лишь при очень благоприятном стечении обстоятельств, Азербайджан выйдет только к 2015 году. Не исключено, что администрации США, которая продвигает проект Баку-Тбилиси-Джейхан, придется пустить в ход очень мощные рычаги, чтобы обеспечить финансирование проекта с чересчур большими сроками окупаемости.

rusenergy.com

Предыдущая статьяНепостсоветское пространство
Следующая статьяБез галстуков на лыжах