CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТИСКАХ РОССИИ И США

2 марта 2002

И КОНЕЦ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Загадочная игра сильных мира сего или грядущее столкновение континентальных государств

ЭЛЬХАН НУРИЕВ, политолог-международник, старший научный сотрудник немецкого Института мира и конфликтологии в Бонне ЮЖНЫЙ КАВКАЗ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТИСКАХ РОССИИ И США

Примечательно, что в отношении геополитики этой части мира Хальфорд Маккиндер оказался совершенно прав, предупредив мировое сообщество еще в начале ХХ века о том, что "в глубинном районе Евразии появится огромный потенциальный регион, претендующий на место в международной политике". Еще более знаменательным представляется тот факт, что английский ученый назвал Кавказ и Центральную Азию, расположенных в южном ярусе Евроазиатского континента - "географическим центром истории". И в самом деле появление новых независимых государств на территории Закавказья и Средней Азии серьезно изменило региональный баланс сил и создало далеко идущие последствия для евроазиатской политики, экономики и безопасности.

С давних времен и до наших дней Южный Кавказ и Центральная Азия рассматриваются как регионы, имеющие важнейшее геостратегическое значение. Это обуславливалось тем, что эти регионы выступали барьером между Византийской, Османской, Персидской и Российской империями. Более того через территории государств, находящихся в этой зоне, проходил Великий шелковый путь - ключевая торговая артерия между Китаем, Ираном, Византией и странами Европы.

Но классическая борьба за господство и влияние на Южном Кавказе и в Центральной Азии никогда не была такой напряженной и взрывоопасной как сейчас. В современное соперничество в данном регионе вовлечены практически все наследники переставших существовать империй, а также добавился ряд новых участников, к которым можно отнести Китай и, разумеется, отдаленные Соединенные Штаты, заменившие Великобританию в традиционной большой игре вокруг Каспийского бассейна. В условиях сегодняшней действительности страны Южного Кавказа и Центральной Азии пытаются найти свое место на международной арене. Объявленная Америкой война против терроризма оказала сильное влияние на формирование их внешней политики и резко изменила региональную ситуацию.

На Южном Кавказе и в Центральной Азии в настоящее время в сложный узел переплелись локальные, региональные и глобальные интересы. Оба региона находятся в зоне интересов России, США, Западной Европы, Ирана, Турции и Китая. Тем не менее, к ключевым игрокам на региональной сцене причисляется Россия и США и, соответственно, обе державы действуют совместно со своими стратегическими союзниками. Конфликты, войны и перманентная нестабильность ситуации на пространстве южных границ бывшего Союза являются соблазном для вмешательства со стороны могущественных государств, каждое из которых, оказывая сопротивление другому сопернику, стремится укрепить свое военно-политическое влияние.

Как ни парадоксально, лидеры стран Кавказско-Каспийского региона изыскивают возможности для максимального использования постоянно возрастающей роли США на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Однако президенты Гейдар Алиев, Эдуард Шеварднадзе, Нурсултан Назарбаев, Сапармурат Ниязов и другие теряются в догадках, когда Кремль проявляет твердость и занимает жесткую позицию в отношении ряда стратегических проблем. Геополитическая ситуация в регионе еще более осложняется, когда Вашингтон начинает заигрывать с маленькими независимыми странами, используя политику двойного стандарта и, что самое интересное, формируя свою стратегию внешней политики главным образом с оглядкой на Москву. И потому неудивительно почему Гейдар Алиев все-таки решился подписать в Москве соглашение по Габалинской РЛС, а Эдуард Шеварднадзе вдруг внезапно изменил свою позицию в вопросе дислокации российских миротворческих сил и выступил за продление их мандата на территории Грузии. Скорее всего, развитие текущей ситуации как в регионе, так и за его пределами, заставляет Баку, Тбилиси и даже упрямый Ашгабад идти на серьезные уступки, по которым Кремль проявляет чрезмерную настойчивость.

С другой стороны, в то время как Соединенные Штаты, установив свое единовластие на Ближнем Востоке и теперь уже рвутся добиться беспрепятственного финансово-экономического доступа к Кавказско-Каспийскому региону, Россия ведет весьма тонкую игру и предпринимает хорошо обдуманные тактические шаги в отношении американской стратегии на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Развивая и укрепляя стратегический альянс с Китаем и Ираном, заинтересованных в вытеснении Америки из региона, Москва пытается обуздать Вашингтон и тем самым предотвратить усиление американского влияния в своем ближнем геополитическом окружении. Поэтому региональные подходы Тегерана и Пекина полностью совпадают с внешнеполитическими оценками Москвы. Как Иран, так и Китай хорошо понимают, что только вместе с Россией им удастся остановить или по крайней мере задержать основательное проникновение США в указанные регионы. Такая совместная политика сдерживания больше всего выгодна Москве, ибо Кремль, используя все политические и экономические инструменты своей внешней политики, вероятно, намерен в ближайшей перспективе продолжить создание новой конфигурации региональной системы безопасности, не включающей участие США.

Между тем в последнее время столкновение интересов крупных держав и нарастание противоречивого характера взаимоотношений России и США настолько осложнили ситуацию, что в регионе начался процесс создания противоборствующих блоков. Точнее речь идет о формировании военно-политических союзов, включающих Россию, Китай и Иран, с одной стороны, и США, Турцию - с другой. Ну а маленькие государства, проявляя терпимость в ожидании скорейшего урегулирования конфликтов, все быстрее становятся вовлеченными в геополитические интриги гигантов мировой политики.

Итак, как и в прежние времена, Южный Кавказ и Центральная Азия вновь становятся ареной очередной конфронтации и соперничества между ведущими силовыми центрами мира. По всей видимости южнокавказские и центрально-азиатские страны, поневоле оказавшиеся в геополитических тисках, еще долго будут оставаться в тени загадочных игр могущественных держав. А это означает, что маленькие независимые государства столкнуться с новыми и серьезными угрозами их национальной безопасности.

Как ни странно, политическая карта Южного Кавказа и Центральной Азии менялись бесчисленное количество раз, находясь в прямой зависимости от исхода многочисленных войн и этнических конфликтов, которые разгорались на пространстве двух регионов. Тем временем, территории южнокавказских и центрально-азиатских государств переходили из рук в руки сильных мира сего. И сегодня, судя по всему, новейшая история свидетельствует о схожести развития текущих процессов с событиями далекого прошлого. Несомненно, это очень опасная тенденция, которая может привести к повторению той самой знакомой истории, но уже совершенно в новом формате.

ЗАОКЕАНСКИЙ ШТОРМ: РОКОВОЙ ШАНС ДЛЯ США

Итак, Соединенные Штаты продолжают наращивать свое долговременное присутствие в различных точках Евроазиатского континента. Примечательно, что благополучие Америки всегда основывалось на войне в Евразии. Как свидетельствует история, США возникли в результате англо-французских войн, а во время наполеоновского блиц-крига в Европе, США захватили Лузитанию, воспользовавшись противоречиями между европейскими державами. После первой мировой войны Америка из мирового должника превратилась в мирового кредитора, а после второй мировой стала могущественной сверхдержавой.

В настоящее время Евразия полностью оправилась от тяжелых последствий второй мировой войны, и теперь уже извлекает уроки прошлого, Евразиатские страны находятся в поисках решения своих внутренних проблем. Европа объединяется и в то же время поощряет страны Азии начать интеграционные процессы в рамках своего континента. И потому не случайно, что лидеры большинства крупных государств Азии все чаще высказываются о необходимости создания своей собственной архитектуры региональной безопасности. Наиболее интересным представляется тот факт, что европейские политические деятели вовсе не исключают возможности развития в обозримом будущем такой тенденции, которая привела бы к началу объединения двух континентов в одно единое сообщество.

В свою очередь США чрезвычайно обеспокоены началом развития подобных процессов в Евразии. В Вашингтоне в последние годы было сделано немало громких заявлений относительно возникновения серьезной угрозы американским интересам на Евроазиатском континенте. В принципе понять обеспокоенность американцев очень легко. Германия, например, сегодня стремится вытеснить США из Европы, Китай из Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке растет сплочение арабских государств, которые в большей степени выражают недовольство американской политикой двойного стандарта, и, конечно, Россия, предпринимающая все усилия для недопущения расширения американского влияния на пространстве бывшего Союза.

Как ни странно, адекватным ответом США на все эти вызовы времени могло бы стать развязывание большой войны в Евразии, с целью направить векторы немецкой, китайской и исламской агрессии вглубь всего континента. В этом случае стратегически важные окраины Евразии, разумеется, останутся в руках американцев, а крупнейшие геополитические противники Америки истощат свои силы во взаимном противостоянии, и вновь будут нуждаться в высшем международном арбитраже в лице США. Ко всему прочему, война в Евразии весьма выгодна для Соединенных Штатов, которые, пользуясь своей относительной недосягаемостью, снабжают воюющие стороны оружием, что способствует разрушению их экономических систем. После войны экономика Евроазиатских государств оказывается настолько слабой, что побуждает Соединенные Штаты предлагать свою помощь одному из блоков на континенте, взамен на получение гегемонии над этим блоком. Наглядным примером в этом случае служит Западная Европа, оказавшаяся после второй мировой войны под патронажем США, которые до распада СССР процветали за счет контроля над международной торговлей.

Тем не менее, мир очень сильно изменился и сейчас даже в Западной Европе стали все болше осознавать истинные причины военно-политического проникновения США вглубь Евразии. Так, например, бывший высокопоставленный сотрудник министерства обороны Германии Йоханес Коепл, работавший также советником генерального секретаря НАТО Манфреда Вернера считает, что США, инициировав войну против терроризма, пытаются "установить мировую диктатуру в пределах следующих десятилетий". А бывший директор немецкого Института мира и конфликтологии Карл-Хайнц Коппе вообще полагает, что Америка, используя такие традиционные политические лозунги, как демократия и права человека, стремится построить все наши народы в одну шеренгу и установить над ними свое господство.

Трудно не согласиться с мнением немецких коллег-политологов, которые, имея за плечами огромный опыт государственно-политической работы, хорошо разбираются в тонкостях затеянной Америкой новой геополитической игры в Евразии. Очевидно, что в западноевропейских политических кругах вовсе не скрывают, что одним из основных конфликтов в современном мире может стать противостояние евроазиатских государств и США, прикладывающих сейчас сверхординарные усилия для установления контроля в странах, месторасположение которых неизвестно большинству американцев.

Разумеется понятно, что американцы хотят достичь еще большего влияния в Европе и Азии, обвалить евро и перебить геополитический коридор, который Германия пытается проложить на Ближний Восток. Тем самым, думается, что главная причина нынешней стратегии идет значительно дальше. По сути, от развязанной крупномасшатбной войны в Евразии, США получают значительные дивиденды, которые в свою очередь позволяют Америке поддерживать свое господство во многих государствах этого огромного континента. Но вместе с тем, в Белом доме хорошо понимают, что даже в случае войны, начавшейся далеко от границ США, американская экономика все равно очень сильно пострадает в результате общемирового экономического кризиса. И поэтому совершенно ясно почему США так упорно стремятся обзавестись противоракетной оборонной системой в ближайшем будущем, дабы обеспечить неуязвимость своей страны.

Наряду с этим, экономика Соединенных Штатов начинает медленно и постепенно трещать со всех сторон. Экономический кризис, безработица, которая уже сейчас составляет более 10 процентов, растущее недовольство большинства налогоплательщиков, которые не согласны с администрацией президента Буша в вопросе милитаризации американской внешней политики, огромные затраты на вооружение и, в частности, на такие проекты, как звездные войны, а также миллиарды долларов, вкладываемые в военизирование космоса, непременно создадут серьезные социально-экономические проблемы для будущего развития США.

В этом контексте вновь вспоминается история, пережившая столько знаменательных событий. И одна из ее страниц ведет к Римской империи, которая, покорив Средиземноморье, лишилась какого-либо серьезного военно-политического соперника повсюду, за исключением Месопотамии. Думается, что дикие варварские племена были совсем несравнимы с Римом ни по военной, ни по экономической мощи. Однако Рим все-таки пал.

Сегодня и в самой ближайшей перспективе вряд ли найдется потенциальное государство, которое могло бы бросить вызов Соединенным Штатам. Но, тем не менее, уже в обозримом будущем появление такой угрозы для Америки вполне возможно. И в данном случае речь будет идти не об одной конкретной стране, а скорее всего о целой группе государств, которые уже сейчас начинают зондировать почву для геополитического объединения против Соединенных Штатов. И тенденция последних лет наглядно показывает, что угроза столкновения евроазиатской группы государств с Соединенными Штатами постепенно растет.

Третья мировая в самом разгаре и в настоящее время трудно сказать точно, когда и как закончится глобальная война. Но ясно одно: в недрах бурлящей Евразии назревает новое течение или движение, объединяющее различные государства под знаменем борьбы против США. И именно к тому времени, когда начнется евроазиатский поход, единственный и главный вопрос, который станет весьма актуальным для американцев, будет заключаться в том, смогут ли Соединенные Штаты устоять перед заокеанским штормом, надвигающимся с дальних берегов евроазиатского континента.

zerkalo.az

Предыдущая статьяТалибы и боевики "Аль-Кайеды" концентрируются в горах на востоке Афганистана для начала "священной войны" против США.
Следующая статьяТУРКМЕНАМ ОБЕЩАЮТ ЗОЛОТОЙ ВЕК