С ВОЗВРАЩЕНИЕМ БЫВШЕГО КОРОЛЯ УКАЗЫВАЮТ НА ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АФГАНИСТАНЕ Камелия Энтехаби-Фард
Отсрочка возвращения в Кабул короля Афганистана в изгнании Мохаммеда Захир Шаха может изменить подход США к проблеме афганской безопасности. Задолго до намечавшегося на 25 марта прибытия Захир Шаха временное правительство Хамида Карзая и пуштунская родня короля планировали детально продуманную церемонию встречи. Однако 21 марта президент США Джордж У.Буш позвонил итальянскому премьеру Сильвио Берлускони и предупредил его о возможном покушении на жизнь Захир Шаха, после чего итальянское руководство отложило рейс до 16 апреля. Уже в течение нескольких недель итальянцы обсуждали опасности, связанные с отправкой короля на родину.
Однако об этих опасениях не было известно ни Захир Шаху, ни временному правительству Афганистана. Карзай узнал об отсрочке от репортера на пресс-конференции. Понятно, что эти заявления вызвали толки в дипломатических кругах и в печати всего мира. В некоторых сообщениях в качестве возможных групп, намеревающихся убить Захир Шаха, назывались «Талибан» и «Аль-Каида». Некоторые лица из окружения бывшего короля назвали в качестве возможных организаторов Иран и его пособников в Афганистане. Газета «Вашингтон пост», приводя слова неназванных западных политиков, заявила, что угрозы в действительности исходят от оппонентов короля в рядах Северного альянса.
Маргерита Бонивер, замминистра иностранных дел Италии, которая должна была сопровождать короля, сказала в интервью, что ее правительство получило «достоверную информацию, указывающую на возможную попытку посадить самолет после того, как он войдет в воздушное пространство Афганистана». Наконец, высокопоставленный чиновник итальянского министерства иностранных дел, пожелавший остаться неназванным, сказал EurasiaNet, что итальянские спецслужбы считают угрозы «слишком громкими, чтобы их можно было игнорировать». Угрозы носили также слишком серьезный характер.
По словам чиновника, итальянские спецслужбы получили достоверные сведения об угрозе ракетного удара по самолету Захир Шаха. Далее чиновник МИДа поделился информацией о том, что речь шла, возможно, о «Стингерах», след которых пропал в Афганистане после советского вторжения и которые, по-видимому, готовы к применению. 2 апреля, по сообщениям прессы, афганская полиция арестовала сообщника бывшего премьер-министра Гульбеддина Хекматияра по обвинению в заговоре с целью свержения правительства Карзая. Хекматияр, командир крупнейшей афганской группировки во время советской оккупации 1980-х годов, заявил о том, что располагает запасом «Стингеров».
Вполне возможно, что кто-то намерен совершить покушение на жизнь Захир Шаха просто для того, чтобы не дать ему взойти на трон. С середины марта король открыто обсуждал идею реставрации монархии, с соответствующим народным референдумом, как вероятного пути дальнейшего развития Афганистана. Со времен советской оккупации и последующих несчастий Захир Шах последовательно отвергал все предложения об участии в политической жизни. Даже когда стало ясно, что ему уготована важная роль в постталибовском афганском урегулировании, он давал понять, что является скорее номинальной фигурой, чем-то вроде духовного лидера нации. Все внезапно изменилось за несколько дней до возвращения. В ряде интервью Захир Шах заявил, что если народ попросит его занять трон, он отнесется «с уважением к желанию народа».
Афганские политические наблюдатели говорят, что реставрация вряд ли имеет шансы на то, чтобы превратиться в реальность, отчасти по причине общего нежелания королевской семьи брать ответственность за страну. Несмотря на последние заявления, Захир Шах уже в возрасте и испытывает проблемы со здоровьем. Из четырех его сыновей ни один к настоящему моменту не проявил каких-либо политических амбиций. Что касается внуков, то только Мустафа сопровождает короля во время всех его появлений на публике, - однако его нет в списке лиц, отправляющихся с Захир Шахом в Кабул. Абдул Вали, зять короля и бывший главнокомандующий всеми вооруженными силами страны, - способный человек и харизматическая личность, однако он вряд ли будет претендовать на высший пост при живых наследниках. То же самое относится к принцессе Хомайре, умной и независимой женщине, любимой внучке короля и единственной женщине, входящей в королевское окружение, которое будет сопровождать короля в его поездке, перенесенной на более поздний срок в апреле.
Итак, хотя союзники Захир Шаха страстно желают вернуть себе прежние привилегии и синекуры, сам бывший король выглядит эксцентрической фигурой. У Захир Шаха имеются политические враги в Афганистане. Например, некоторым лидерам Северного альянса могут не понравиться амбициозные заявления бывшего короля. Однако маловероятно, что эти игроки пойдут на убийство. Даже угроза нанесения вреда монарху может отозваться дестабилизацией положения и вызвать гнев уставшего от войны населения.
Остаются привычные подозреваемые, включая «Талибан», сторонников «Аль-Каиды» и Хекматияра. Из соседей Афганистана Иран имеет больше всего оснований опасаться реставрации, поскольку возвращение Захир Шаха может оживить деятельность иранских монархистов. Однако непохоже, учитывая внимание к этому вопросу международного сообщества, чтобы Тегеран осмелился пойти на заговор с целью убийства Захир Шаха.
Спекуляции, сопровождающие возможную попытку покушения, высвечивают проблему обеспечения безопасности Афганистана. Эта демонстрация слабости может вызвать изменение в позиции США. В последние недели многие деятели, включая наиболее видных членов правительства Карзая и представителей ООН, призывают западные державы распространить мандат Международных сил содействия безопасности на территории за пределами Кабула и увеличить контингент миротворцев. И хотя Пентагон не желает рассматривать идею об укреплении миротворческих сил, во всем мире, в том числе в госдепартаменте США, раздаются все более громкие голоса в ее поддержку.
От редакции. Камелия Энтехаби-Фард - независимый журналист, эксперт по делам Афганистана и Ирана.