не делится на пять
Текст: Елена Шишкунова (Ашхабад), Мария Цветкова Фото: AP
Президенты России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркмении не смогли разделить Каспийское море. Подписание Ашхабадской декларации о его правовом статусе, ради чего и был собран саммит Прикаспийской пятерки, сорвали президент Ирана Мохаммад Хаттами и Туркменбаши Сапармурат Ниязов. Последний еще вчера говорил, что дело начинает «пахнуть кровью».
Таких результатов саммита не ожидали даже самые отъявленные пессимисты. Несмотря на то что никаких прорывов в определении статуса Каспия и не планировалось, итоговая Ашхабадская декларация должна была зафиксировать формальную готовность стран-участниц обсуждать и совместно решать проблему. Ничего подобного не произошло. Переговоры были сорваны из-за неспособности сторон достичь хотя бы минимального компромисса. Подготовленная для подписания декларации площадка не понадобилась, а итоговая пресс-конференция не состоялась.
Вместо этого главы государств пригласили журналистов на финал переговоров. Они собрались за круглым столом и, предварительно поспорив, в какой очередности говорить, обменялись взаимными любезностями, благодарностями и обещаниями дальнейших встреч. «Когда мы влезли в историю этого вопроса, оказалось, что проблем больше, чем мы ожидали», - расстроенно произнес президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Ничего, что документ не подписан, главное - мы встретились», - продемонстрировал гостеприимство хозяин встречи президент Туркмении Сапармурат Ниязов. Из его слов также следовало, что переговоры пятерых президентов приобрели угрожающий оборот: Ниязов назвал главным достижением саммита договоренность «не применять силу». А саму декларацию Туркменбаши еще утром назвал «неконкретным, неконтролируемым и пустым» документом.
Именно его называют главным противником принятия декларации. На утренней пресс-конференции, которую Ниязов, пользуясь своим положением хозяина саммита, организовал отдельно, он заявил, что все достигнутые после многочасовых дискуссий договоренности в текст почему-то не вошли. «Я с утра читал резолюцию. Ничего там не было. Зачем принимать пустой документ?» - недоумевал Ниязов. Позицию Туркмении он объяснил довольно туманно. Ашхабад, заявил президент, согласен делить дно Каспия по срединной линии, но не согласен называть эту линию модификационной. Другими словами, Туркмения раз и навсегда хочет решить вопрос о принадлежности спорных месторождений и окончательно закрепить государственные границы на море.
«Я предлагал сделать 15-мильную прибрежную зону и 25-мильную экономическую зону, где рыбу будут ловить в соответствии с международными правилами, - сообщил Ниязов. - Но Путин мне сказал, что с 25 километрами его рыбаки домой не пустят».
Тупиковым завершением саммита остался доволен только Иран. Президент Хаттами сказал, что считает встречу «большим успехом», имея в виду, что она положит начало плодотворным переговорам. Следующие переговоры на ту же тему, по его приглашению, пройдут в Тегеране. В заключительном слове иранский президент сказал, что «горячо жмет руки своим партнерам по состоявшимся переговорам». Дело в том, что в скорейшем определении статуса Каспийского моря больше всех заинтересованы три бывшие советские республики - Россия, Азербайджан и Казахстан. Их позиции более или менее согласованы. «Делить дно, море общее», - заявил вчера Владимир Путин. А доля Ирана в Каспийском море в случае деления дна в соответствии с сухопутными границами существенно сократится.
Официальный Тегеран контролирует всего 13% береговой линии, но претендует на пятую часть Каспия. Впрочем, даже этот выход иранцы в глубине души считают несправедливым, поскольку, по советско-иранским договорам, им причитается половина моря.
В российской делегации, откровенно обозленной результатами саммита, наличие всяких противоречий отрицали. «Все нормально», - только и бросил спецпосланник по Каспию Виктор Калюжный. «Основная цель была - встретиться и определить график работы. Проект документа готовился, но руководители государств не посчитали возможным его принять», - вторил ему глава МИД Игорь Иванов, нервно рассмеявшийся на вопрос: «Какие пункты предстоит еще согласовать?». Между тем единственным положительным итогом саммита эксперты считают то, что впервые все противоречия, существующие между прикаспийскими государствами, стали настолько очевидны.
Так, Туркменистан не может поделить с Азербайджаном спорные месторождения и предлагает привлечь к решению спора международный суд и ООН. Азербайджан не хочет привлекать к решению спора третейских судей в лице западных государств и предлагает продолжать добычу до определения статуса. Иран отказывается делить только дно и хочет делить вместе с ним и водную толщу. А Россия, которая в принципе нашла согласие с Азербайджаном и Казахстаном, не может определиться с зоной прибрежных вод и спорит на эту тему с Туркменистаном.
Из Ашхабада Путин вылетит в Астрахань, где пробудет целых четыре дня. Основная цель поездки - совещание по проблемам развития прикаспийского региона. Остальное время будет посвящено знакомству с Астраханской областью и местным рыбным хозяйством. 24 АПРЕЛЯ 15:07