остался неподеленным
В Ашхабаде безрезультатно закончился саммит прикаспийских государств по вопросу правового статуса Каспия. Не сумев преодолеть возникшие противоречия относительно текста итоговой резолюции, главы делегаций решили вообще не принимать никакого заключительного документа.
Как сказал накануне саммита бывший министр иностранных дел России Андрей Козырев, от первой встречи пяти президентов прикаспийских стран не стоит ожидать чуда.
Так и произошло.
Что и как делить
России, Ирану, Азербайджану, Туркменистану и Казахстану есть что делить. Каспий богат рыбой, но еще важнее то, что находится под водой. ---------------------------------------------------------------------------- ---- " Когда мы влезли в историю этого вопроса, оказалось, что проблем больше, чем мы ожидали " президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ---------------------------------------------------------------------------- ---- В Каспийском море находится по различным оценкам 5%-7% разведанных мировых запасов нефти. Каспийскую нефть называют главным энергетическим призом XXI века. Трудно найти хоть одну нефтяную компанию, которая так или иначе не участвует в разработках каспийских месторождений. И каждая из пяти стран хочет не упустить свое и, по возможности, перетянуть на себя одеяло.
Россия, Казахстан и Азербайджан в каспийском споре занимают единую позицию - они предлагают разделить дно по модифицированной серединной линии. Иными словами, практически пропорционально длине побережья каждой из стран.
Против пропорционального принципа деления выступает Иран. В случае такого раздела не только уменьшится его часть шельфа, но и будет завершен не его пользу спор о нескольких богатых месторождениях с Азербайджаном. ---------------------------------------------------------------------------- --- " Ничего, что документ не подписан, главное - мы встретились. Зачем принимать пустой документ? " президент Туркмении Сапармурат Ниязов ---------------------------------------------------------------------------- ---- Тегеран призывает разделить все поровну - каждой из прикаспийских стран дать по 20% дна. Таким образом, естественным союзником Ирана в дележе становится Туркменистан - в этом случае ему достанется больше, чем при пропорциональном разделе.
Иран занимает чрезвычайно жесткую позицию, обвиняя соседей, в первую очередь Азербайджан и Россию, в том, что они втягивают в решение проблемы США, чьи компании активно работают на каспийских месторождениях.
Иран апеллирует к СССР
Иран говорит, что и так пошел на уступки, согласившись обсуждать вопрос, который был урегулирован соглашением 1921 года с Советской Россией. Тегеран считает, что этот и ряд последующих договоров, урегулировавших вопрос раздела Каспия между Ираном и СССР, должны быть базой любых других соглашений, и что нет вины Ирана в том, что Союз распался, и на месте одной семьи появились четыре коммунальных соседа. ---------------------------------------------------------------------------- ---- " Основная цель была - встретиться и определить график работы. Проект документа готовился, но руководители государств не посчитали возможным его принять " министр иностранных дел России Игорь Иванов ---------------------------------------------------------------------------- ---- Иранские официальные лица обещали занять бескомпромиссную позицию и обещание это, судя по всему выполнили - президент Мохаммад Хаттами покинул саммит досрочно. Правда, Тегеран заявил, что связано это с внезапной болью в спине, но тут же оговорился, что здоровье президента отличное и вмешательство врачей не потребовалось.
В центральных иранских газетах вновь было заявлено, что Иран и впредь будет добиваться справедливого раздела Каспия и не допустит вмешательства в проблему посторонних - эвфемизм для обозначения непреклонности позиции.
Неудивительно, что Мохаммад Хаттами после безрезультатного саммита звучал оптимистичнее всех и выражал надежду, что спор будет решен, но не в одночасье. Тегеран настаивает на том, чтобы никакой добычи нефти не производилось, пока раздел не будет завершен.
Цена ожидания
Иран, впрочем может ждать - у него, конечно есть месторождения на Каспии, но основные объемы нефти страны поступают на рынок из скважин Персидского залива. ---------------------------------------------------------------------------- ---- " Мы можем решить все проблемы только на основе взаимопонимания. Никто не ожидает, что эти проблемы будут решены в одночасье " Президент Ирана Мохаммад Хаттами ---------------------------------------------------------------------------- ---- Может ждать и Россия - ее компании в основном работают на месторождениях, не вызывающих споров и, хотя они и готовы увеличивать добычу, но квоты на экспорт ограничивают их желания. К тому же, вовсе не на Каспии добывается основная нефть.
Меньше всего готовы ждать Азербайджан и Казахстан - их экономика построена на каспийской нефти, а в случае Азербайджана, большая часть месторождений находится как раз в спорной с Ираном зоне.
Сами эти страны не в состоянии разрабатывать каспийскую нефть полностью самостоятельно, они рассчитывают на участие иностранных компаний. Чем дольше будет оставаться нерешенной проблема, тем громче будут обеспокоенные снижением затрат и увеличением прибылей акционеры этих компаний задавать вопрос о целесообразности вложения средств в каспийский проект.
А выход из игры любой крупной компании - серьезный удар и по ее планам, и по экономикам бывших центрально-азиатских республик СССР.