Каспийского саммита и положительное сальдо Москвы
Главных достижений Каспийского саммита - два. Первое - это отсутствие результатов. Второе - это отсутствие американцев.
Можно от души поздравить российскую дипломатию: воспользовались-таки тем, что администрация Буша слишком сильно увлеклась Афганистаном и ближневосточным урегулированием, упустив на время из вида Каспий.
Все формулировки, зачитанные Владимиром Путиным перед телекамерами в Ашхабаде и затем многократно повторенные с телеэкранов, говорят об одном: Каспийская пятерка создана, она будет институализироваться, а значит, сторонним государствам вход в этот клуб закрыт. По сути, этот результат и есть единственный для Москвы на данном этапе. Ибо именно закрытый характер пятерки может обеспечить России господствующее положение в регионе.
В этих условиях можно заняться и решением других вопросов. При этом вряд ли речь идет действительно о статусе Каспия и об окончательном его разделе. Может показаться парадоксальным, но для России окончательные ответы на эти вопросы невыгодны. Тогда процесс, ради которого все затевается, сам собой прекратится. Ситуация, ставшая статичной, станет и уязвимой перед напором американцев. Ведь они участвуют практически во всех без исключения изменениях, идущих в соседних регионах: в Закавказье, в Персидском заливе, в Средней Азии. Кроме того, у них есть мощный региональный союзник - Турция, которая вполне способна играть роль замечательного проводника американских интересов в своих особых отношениях с тюркоязычными государствами СНГ: Азербайджаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Казахстаном.
Для России наиболее целесообразной представляется следующая линия поведения на Каспии: формирование на основе пятерки постоянно действующего регионального органа, закрытого для других государств. Ради этого можно потянуть с подписанием окончательного договора по Каспию, разбить тему, выделив экологию, гидрологию, икру и спасение осетровых в особые темы для переговоров. Можно (и нужно) начать разработку многосторонних, рассчитанных на участие трех-четырех прикаспийских государств, нефтегазовых, транспортных, экологических и иных проектов. И одновременно - создать ткань двусторонних соглашений по отдельным месторождениям (вроде того, что делается сейчас с Казахстаном по северу Каспия). Все это позволит поддерживать желание региональных государств решать проблемы (ибо проблемы будут существовать) и делать это в своем кругу (ибо проблемы будут не настолько сложными и острыми, чтобы привлекать третейских судей). На этом фоне в дальнейшем возможно создание в рамках пятерки своего арбитража.
Но это - задачи следующего этапа. В настоящее же время, как кажется, наиболее актуальным вопросом становится подготовка к выборам в Азербайджане и Казахстане. Дело в том, что режимы Алиева и Назарбаева переживают трудные времена. В Казахстане американцы, почти не скрываясь, орагнизовали планомерное наступление на позиции президента Назарбаева. Поход возглавляет бывший премьер Кажегельдин, который открыто заявляет о намерении пересмотреть всю нефтяную и каспийскую политику Астаны. Оппозиционера регулярно принимают на официальном уровне в Вашингтоне, против Назарбаева и его окружения работает швейцарская прокуратура. Так что можно не сомневаться: в самое ближайшее время Казахстан станет ареной масштабного внешнеполитического соперничества России и США. И по тому, сможет ли Москва отстоять своего стратегического регионального союзника, все остальные каспийские столицы будут судить, стоит ли работать с Россией или лучше переориентироваться на Америку.
Вокруг Азербайджана ситуация схожая. Там тоже наверняка предстоит битва за наследство Алиева. Но там Россия может гораздо меньше проиграть (хотя бы в моральном смысле, ведь Баку не был столь близок к нам, как Астана) и больше выиграть. Согласитесь, что дружественный Москве режим в Азербайджане был бы очень кстати сегодня, когда Грузия скатывается то ли к гражданской войне, то ли к американо-турецкой оккупации.