CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОТОВИТСЯ К НОВОЙ РОЛИ

1 мая 2002

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОТОВИТСЯ К НОВОЙ РОЛИ Сергей Благов

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная в рамках соглашения о границах между бывшими советскими республиками и Китаем, обновляет программу своих действий в международной области. 26 и 27 апреля министры иностранных дел Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана присоединились к китайским и российским коллегам в Москве, чтобы подготовить саммит, намеченный на 7 июня в Санкт-Петербурге. Представление ШОС о собственной роли и потенциальная ценность организации для других государств повысились после начала в октябре 2001 года антитеррористической кампании во главе с США. Несмотря на то, что организация все еще не имеет полностью согласованного устава, ее значение в качестве регионального противовеса американскому влиянию явно возрастает.

В то время как министр обороны США Дональд Рамсфелд и иранский президент Мохаммед Хатами продолжают свои турне по странам региона, ШОС стремится занять достойное место в региональной политике. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов и китайский министр иностранных дел Тан Цзюсюань обещали журналистам 26 апреля, что саммит 7 июня станет событием мирового значения. По сообщению российского агентства «РИА-Новости», Тан явно придает объединению стратегическое геополитическое значение: ШОС - это не «клуб для пустых дискуссий», «но жизнеспособный институт, способный внести важный вклад в войну международного сообщества с терроризмом».

Наблюдатели ожидают, что на саммите будут приняты устав, совместное заявление и договор об открытии регионального антитеррористического центра в киргизской столице Бишкеке. Возможно, с помощью такого центра страны-члены ШОС собираются держать под контролем создание американцами военных баз в регионе или корректировать соответствующие планы США.

Однако принятие устава, которое должно будет предварить любые практические действия, остается под вопросом. Ранее ожидалось, что министры иностранных дел подпишут 30-страничный проект устава 26 апреля, однако подписание не состоялось. После встречи узбекский заместитель министра иностранных дел Илхом Нематов признал существование «некоторых нерешенных вопросов». Высказывалось мнение, что устав готов на «95 процентов». Даже если это так, ШОС нуждается в более прочном основании. По мнению российского МИДа, страны-члены должны подписать, кроме устава, еще около 30 многосторонних соглашений для того, чтобы можно было начать совместные действия.

По словам делегатов, эти действия будут дополнять или корректировать осуществляемые США и их союзниками шаги по обеспечению безопасности нефтяных ресурсов и стабильности государств региона. Например, таджикский министр иностранных дел Талбак Назаров сказал журналистам, что антитеррористические силы должны ликвидировать нелегальную наркоторговлю на границе Таджикистана и Афганистана. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Culture]. Главы пограничных служб стран-членов ШОС встретились 24 апреля в Алматы для координации действия в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и нелегальной миграцией. 29 апреля представители министерств по чрезвычайным ситуациям стран-членов ШОС встретились в Санкт-Петербурге, чтобы обсудить круг соответствующих проблем в регионе.

Однако из-за неоднородности альянсов, в которые входят страны-члены ШОС, сама эта организация должна быть не просто военной структурой, но выполнять более широкие задачи. Официальный представитель МИД России Александр Яковенко сообщил «Интерфаксу» 29 апреля, что ШОС не обязательно будет выражать позицию какой-то одной страны, играющей ведущую роль в организации. ШОС основана на принципах равенства и консенсуса, и поэтому в ней не существует ни ведущих членов, ни стран, которые бы выступали в роли ведомых», - заявил Яковенко.

Тем не менее обеспокоенность одного из крупных членов ШОС может отозваться на всей организации при принятии устава. В январе председатель КНР Цзян Цземинь с энтузиазмом говорил о потенциальной роли ШОС в строительстве «региональных антитеррористических механизмов». Эта фразеология свидетельствует о тревогах Китая в связи с волнениями в склонном к сепаратизму районе проживания уйгуров, тюркоязычных мусульман, на западе Китая близ границ со Средней Азией. Президент Узбекистана Ислам Каримов давно санкционировал преследование и, согласно активистам правозащитного движения, пытки членов «Хизб-ут Тахрир», радикальной, но ненасильственной группы, стремящейся к восстановлению в регионе исламского халифата. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Киргизское правительство все более резко выступает за подавление революционных движений. А Россия давно предлагает привести в действие силы коллективной безопасности, чтобы устранить угрозы, возникшие в Средней Азии.

В 2001 году, когда к ШОС примкнули узбеки, усилился акцент организации на борьбе с терроризмом и контроле над деятельностью религиозных групп. Шесть государств подписали Шанхайскую конвенцию по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая должна была очертить задачи совместного антитеррористического центра в Бишкеке. Имея самое большое по численности население из всех государств Средней Азии, Узбекистан имеет не меньше, чем Китай, оснований для беспокойства в связи с сепаратизмом и может составить конкуренцию России в стремлении занять доминирующую роль в ШОС.

Некоторые инициативы, такие, как транспортный проект «Шелковый путь», который страны-члены приняли после того, как Запад поддержал проект ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia), по-видимому, нацелены на ограничение американского влияния. Поэтому, какие бы торговые инициативы ни преследовала ШОС, она, скорее всего, будет противостоять планам антитеррористической коалиции во главе с США, или, по крайней мере, отличаться от этих планов. Узбекистан, рассчитывающий получать немалые выгоды от региональной торговли, не отталкивает соперников США, таких, как Иран, и, по всей вероятности, не будет мешать инициативам ШОС, способствующим развитию узбекской экономики.

В конечном итоге ШОС, возможно, соединит в себе надежды Китая на ослабление американского влияния с желанием России создать «многополярный мир» для поколения, выросшего после окончания холодной войны. С этой целью рассматривается вопрос о расширении членства в ШОС. «Москва не исключает расширения членства в ШОС в будущем», - заявил 29 апреля Яковенко. Новых заявок на вступление в ШОС пока нет, однако считается, что на такой шаг могли бы пойти Монголия или Иран. «ШОС должна стать современной организацией нового типа, соответствующей требованиям многополярного мира», - привело агентство «РИА - Новости» слова Иванова после московской встречи.

В последние годы «многополярный мир» превратился в своего рода заклинание Москвы, которое сопровождается усилиями по расширению ШОС и превращению ее в организацию межгосударственного договора. Российский президент Владимир Путин сказал, что после распада Советского Союза и ухода России из Средней Азии в регионе образовался «своего рода вакуум». После июньского саммита стран-членов ШОС антитеррористический центр в Бишкеке может встать на пути усилий, которые предпринимают США для заполнения этого вакуума.

От редакции. Сергей Благов - эксперт по политическим процессам в странах СНГ, живет и работает в Москве.

eurasianet.org

Предыдущая статьяПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ ПО КАСПИЮ ОСТАВЛЯЕТ АЗЕРБАЙДЖАН В ПОДВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ
Следующая статьяХАТАМИ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ВАЖНЕЙШИМ ПАРТНЕРОМ КАЗАХСТАНА ЯВЛЯЕТСЯ ИРАН